О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «СТОЛ, ПОКРЫТЫЙ СУКНОМ И С ГРАФИНОМ ПОСЕРЕДИНЕ»)
Аннотация
Настоящая статья посвящена вопросам анализа и толкования художественного текста, осуществленным посредством интегративного подхода, активно развивающегося в современном литературоведении. Реализация данного подхода обеспечивается междисциплинарным характером современной филологический науки. Авторами предпринята попытка проанализировать ритмико-интонационную структуру прозаического текста и, основываясь на сделанных выводах, проследить ее связь со смыслом, заложенным автором. Таким образом ритм прозаического текста можно рассматривать как смыслообразующую категорию, которая вместе с другими средствами выразительности оказывает динамическое влияние на читателя. Основное внимание в статье уделяется таким понятиями как «сюжетный ритм» и «сюжетная композиция», а также предпринимается попытка проанализировать авторскую пунктуацию. Анализ осуществляется на материале повести В.С. Маканина «Стол, покрытый сукном и с графином посередине».
Ключевые слова:
ритм прозы, художественное произведение, ритмико-интонационная организация текста, сюжетный ритм, сюжетная композиция, авторская пунктуация, интерпретация художественного текста, филологический анализБиблиографические ссылки
Белый А. О художественной прозе // Горн, 1919: Кн. II-III. – С. 49-55.
Гиршман М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности. Теория
художественной целостности / Донецкий нац. ун-т. - М.: Языки славянской культуры, 2002. -528 с.
Сафронова Л.В. Ритмическая композиция прозаического произведения (на материале
прозы А. Кима): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Алматы, 1994. – 22 с.
Маслова В.А. Филологический анализ поэтического текста: учебник для вузов. – М.:
Издательство Юрайт, 2019. – 179 с.
Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.
Белый А. Ритм как диалектика и «Медный всадник». – М.: Федерация, 1929. – 280 с.
Иванова-Лукьянова Г.Н. Креативный потенциал художественной прозы. – М.: Институт
русского языка им. В.В. Виноградова, 2015. – 265 с.
Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.: Флинта: Наука,
– 517 с.
Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое
ударение, темп, ритм: Учеб. пособие. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 200 с.
Пешковский А.М. Стихи и проза с лингвистической точки зрения // Пешковский А.М.
Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика: Сб. ст. – М. – Л.: Гос. изд-во,
– 153-166 c.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.