К вопросу развития риторических речевых жанров в языковом сознании иностранных студентов-медиков на занятиях по русскому языку
DOI:
https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss1pp260-270Аннотация
В статье рассматриваются вопросы методики обучения иностранных студентов медицинских образовательных программ русскому языку. Важным аспектом в данном направлении работы отмечается роль текста как эффективного средства обучения. Текст понимается в рамках коммуникативного метода, представляет собой результат речевой деятельности и устное воспроизведение речевых ситуаций, в которых присутствуют жанры речи. Авторы статьи анализируют риторические речевые жанры, которые необходимо включить в содержание иноязычной подготовки по русскому языку для студентов младших курсов (первого и второго года обучения) Медицинского факультета Кокшетауского университета имени Шокана Уалиханова, что послужит к успешной коммуникации иностранцев-медиков в учебной и будущей профессиональной сферах. Показаны актуальные речевые жанры для иностранных студентов. Тематика жанров определяется спецификой языковой картины мира иностранных студентов. Выявлены основные компоненты речевых жанров в языковом сознании обучающихся в динамике перехода с первого на второй курс. Также представлены результаты сопоставления особенностей использования риторических речевых жанров иностранными студентами Медицинской школы в учебной и профессиональной сферах на начальном этапе деятельности.
Ключевые слова:
речевой жанр, риторический жанр, текст, дискурс, модель, учебный контентБиблиографические ссылки
Bakhtin, M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity] (Moscow, 1979).
Shchipitsina, L.Yu. Kompleksnaya harakteristika zhanra komp'yuterno-oposredovannoj kommunikacii (na primere veb-stranic novostnyh agentstv) [Complex characteristics of the genre of computer-mediated communication (using the example of news agency web pages)] Sociocultural problems of language and communication: collection. scientific works. Vol. 5 (Saratov, 2009).
Malikova A.I. Funkcionirovanie etiketnyh formul obrashcheniya i privetstviya v polikul'turnoj srede Kazahstana: avtoref… dis.m.g.n. [The functioning of etiquette formulas of address and greeting in the multicultural environment of Kazakhstan. Master thesis], Kokshetau, 2014. 22 р.
Malikova, A. (2019), “Functioning of formulas of addressing and greeting: ethnocultural aspect“, Bulletin of Sh.Ualikhanov Kokshetau University. Philological series, № 4, Kokshetau, рр. 70-75.
Evropejskaya poetika ot antichnosti do epohi Prosveshcheniya: Enciklopedicheskij putevoditel' [European poetics from antiquity to the Enlightenment: Encyclopedic guide] (Moscow, 2010).
Baylon, Ch. And Mignot, X. (2008) Komunikacja. Krakow: FLAIR.
Gorelov, I.N., Sedov, K.F. Osnovy psiholingvistiki [Basics of psisolinguistics] (Moscow, 2010).
Bhatia V.K. Worlds of Written Discourse. A Genre-Based View // Bloomsbury Classics in Linguistics (London, 2004).
Brett P. A Genre Analysis of the Results Section of Sociology Articles // English for Specific Purposes. Vol. 13. № 1 (1994).
Karasik V.I. Yаzykovojkrug: lichnost', koncepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse] (Volgograd, 2002).
Shavtikova, А., Zakharova, А., Chernova, О., Litvinov, А., Kordik, А., Shapauov, А., Turovskaya, Ye., Otelbay, G., Khodjaliev, S., Kamaeva, R. andIvanova, U (2023), «Using the Shadowing Technique in Teaching Russian as a Foreign Language», Journal of Language Teaching and Research, vol. 14, no. 6, pp. 1476-1483. DOI: https://doi.org/10.17507/jltr.1406.05.
Received: 01.02.2024
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Вестник Кокшетауского Университета им. Ш.Уалиханова. Серия филологическая
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.