МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
Аннотация
В интересах устойчивого развития экологическое образование представляет собой междисциплинарное направление, основанное на интеграции многоаспектных разделов знаний, с акцентом на формирование и развитие экологоориентированных духовных ценностей, способности природоцентрированно и осознанно видеть окружающий мир. В статье рассматривается роль метафоры в этноэкологическом образовании как продукта национального образного мышления в процессе формирования представлений о природе. На основе эмпирического материала проведен анализ метафорического отображения этноэкологической культуры взаимодействия человека с природой в рамках базовой метафорической модели «сущность природы – сущность человека» со сферой-мишенью «Природа» и ее концептов. Всего выделено 13 исходных понятийных сфер и 24 метафорические модели. Природа рассматривается в казахской лингвокультуре как сфера деятельности, как сфера пространства, как высшая сила, что демонстрирует особенность этноэкологической культуры данного этноса. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что концептуальная метафора способна отражать как национальное сознание, так и национальную экологическую культуру в процессе репрезентации фундаментальных культурных ценностей.
Ключевые слова:
концептуальная метафора, метафорическая модель, метафоризация, концептуализация, экологическое образование, этноэкологическая культура, лингвокультураБиблиографические ссылки
Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago, 2003. – 276 р.
Namzalov, B.-T.B., Dubrovsky, N.G., Namzalov, M.B.-T. Important characteristics and features
of steppes within the Trans-Asian mountain belt (Pamir-Anadyr) // IOP Conference Series: Earth
and Environmental Science, 2021, 817(1), 012072. doi:10.1088/1755-1315/817/1/012072.
Жанайдаров О.К. Озера степные. Алматы: Гылым, 1999. – 256 с.
Dlimbetova, G.K., Abenova, S.U., Mandykayeva, A.R., Stukalenko, N.M., Bakirova, K.S.
Environmentally-oriented training in the process of the professional programme for students //
Periodico Tche Quimica, 2019, 16(33). – рр. 369–391.
Bulatbayeva K.N., Dlimbetova G.K., Fahrutdinova G.Z. Cognitive-Communicative Technology
Of Bilingual Education As Condition Of Formation Of Ecological Competence // European
Proceedings of Social and Behavioral Sciences Journal. UK, 2018. – рр.185-192.
Ченки А. Семантика когнитивной лингвистики // Современная американская лингвистика:
Фундаментальные направления. Изд. 2-е. М: Едиториал УРСС, 2002. – С. 350-356.
Ospanova Zh., Tolybayeva K., Nurkenova S., Duisekova K., Baltabayeva G. Lingua and culture study
research on indirect communication cognitive metaphor // XLinguae. 2020. Vol. 2. – рр. 157-165. DOI:
18355/XL.2020.13.02.13.
Ganikyzy A.G., Kortabaeva G.K. Semantics of colors in anthroponomy based on kazakh and
english languages // Вестник Кокшетауского Университета им. Ш.Уалиханова. Серия
филологическая. 2023. № 1. С. 18-24.
Ақтанова А., Ақтанова Ш. М. Әуезов пен Э.Хемингуэй шығармаларындағы табиғат пен
адам концепт категориялары // Вестник Кокшетауского Университета им. Ш.Уалиханова.
Серия филологическая. 2023. № 2. С. 42-48.
Асқарова Ұ.Б. Экология және қоршаған ортаны қорғау. Жоғары оқу орындарының
студенттеріне арналған оқу құралы, Алматы: Заң әдебиеті, 2007. – 90 б.
Алишева К.А. Экология: учебник. – Алматы: Издательство Nurpress, 2011. – 342 с.
Қосанов О.С., Қосанов С.О. Экология терминдерінің түсіндірме сөздігі. Алматы:
Шартарап, 2000.
Философский словарь / ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. Изд-во политической
литературы, Москва, 1963. – 544 с.
Толковый словарь русского языка, М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 809 с.
Kinzhagaliyeva K., Ospanova Zh., Nurkenova S., Tusselbayeva Zh., Maimakova A. The
communicative and pragmatic potential of sub-standard vocabulary // XLinguae 2023, Vol.1, 2023.
– рр. 246-255. DOI: 10.18355/XL.2023.16.01.19
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.