О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «СТОЛ, ПОКРЫТЫЙ СУКНОМ И С ГРАФИНОМ ПОСЕРЕДИНЕ»)

Авторы

  • В.В. Фирсов Центрально-Казахстанская академия, г. Караганда, 100012, Республика Казахстан
  • Р.Р. Ганеев Центрально-Казахстанская академия, г. Караганда, 100012, Республика Казахстан

Аннотация

Настоящая статья посвящена вопросам анализа и толкования художественного текста, осуществленным посредством интегративного подхода, активно развивающегося в современном литературоведении. Реализация данного подхода обеспечивается междисциплинарным характером современной филологический науки. Авторами предпринята попытка проанализировать ритмико-интонационную структуру прозаического текста и, основываясь на сделанных выводах, проследить ее связь со смыслом, заложенным автором. Таким образом ритм прозаического текста можно рассматривать как смыслообразующую категорию, которая вместе с другими средствами выразительности оказывает динамическое влияние на читателя. Основное внимание в статье уделяется таким понятиями как «сюжетный ритм» и «сюжетная композиция», а также предпринимается попытка проанализировать авторскую пунктуацию. Анализ осуществляется на материале повести В.С. Маканина «Стол, покрытый сукном и с графином посередине».

Ключевые слова:

ритм прозы, художественное произведение, ритмико-интонационная организация текста, сюжетный ритм, сюжетная композиция, авторская пунктуация, интерпретация художественного текста, филологический анализ

Библиографические ссылки

Белый А. О художественной прозе // Горн, 1919: Кн. II-III. – С. 49-55.

Гиршман М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности. Теория

художественной целостности / Донецкий нац. ун-т. - М.: Языки славянской культуры, 2002. -528 с.

Сафронова Л.В. Ритмическая композиция прозаического произведения (на материале

прозы А. Кима): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Алматы, 1994. – 22 с.

Маслова В.А. Филологический анализ поэтического текста: учебник для вузов. – М.:

Издательство Юрайт, 2019. – 179 с.

Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.

Белый А. Ритм как диалектика и «Медный всадник». – М.: Федерация, 1929. – 280 с.

Иванова-Лукьянова Г.Н. Креативный потенциал художественной прозы. – М.: Институт

русского языка им. В.В. Виноградова, 2015. – 265 с.

Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.: Флинта: Наука,

– 517 с.

Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое

ударение, темп, ритм: Учеб. пособие. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 200 с.

Пешковский А.М. Стихи и проза с лингвистической точки зрения // Пешковский А.М.

Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика: Сб. ст. – М. – Л.: Гос. изд-во,

– 153-166 c.

Загрузки


Просмотров аннотации: 13 | Загрузок PDF: 2

Опубликован

30.12.2021

Как цитировать

Фирсов, В., & Ганеев, Р. (2021). О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «СТОЛ, ПОКРЫТЫЙ СУКНОМ И С ГРАФИНОМ ПОСЕРЕДИНЕ»). Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (4), 96–102. извлечено от https://vestnik.kgu.kz/index.php/kufil/article/view/280

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.