Использование двуязычного подхода для развития навыков чтения на иностранном языке у учащихся начальной школы

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss3pp48-57

Аннотация

Статья посвящена изучению эффективности билингвального подхода в развитии навыков чтения на английском языке у младших школьников. Цель исследования – определить роль родного языка (L1) как средства семантической и когнитивной поддержки при работе с иноязычным текстом. В педагогическом эксперименте приняли участие 36 учащихся начальной школы в возрасте 9-10 лет с уровнем владения английским языком A2. Все участники были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 18 человек в каждой.

Учебный материал представлял собой адаптированный рассказ, снабженный системой заданий до, во время и после прочтения. Основным различием между группами был формат представления текста: экспериментальная группа работала с электронной версией, содержащей три типа гиперссылок на их родном языке - перевод, визуализацию и контекстные пояснения; контрольная группа работала с идентичным текстом, но без какой-либо поддержки.

Эксперимент состоял из трех этапов: предварительного тестирования, работы с двуязычной поддержкой и последующего тестирования. Для оценки результатов использовались количественный анализ, педагогическое наблюдение и анкетирование учащихся. Результаты показали значительное преимущество экспериментальной группы, средний балл которой увеличился на 2,6 балла против 1,1 балла в контрольной группе. Кроме того, у студентов, работавших с двуязычной поддержкой, повысились уверенность, мотивация и вовлеченность. Контекстуальные пояснения были признаны наиболее эффективным типом гиперссылок.

Полученные данные подтверждают практическую значимость использования родного языка при обучении чтению в начальной школе. Разработанная модель может быть успешно реализована как в традиционном, так и в цифровом обучении, особенно в многоязычной образовательной среде.

Ключевые слова:

билингвизм, иноязычное образование, начальная школа, цифровые технологии, билингвальный подход

Биография автора

Д. Жайлаубай , Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан

Докторант образовательной программы “Иностранный язык: два иностранных языка” Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, Астана, 010000, Казахстан, https://orcid.org/0009-0001-7360-4855, e-mail: diana.zhailaubay@mail.ru

Библиографические ссылки

Cummins, J. (2021), Translanguaging: A critical analysis of theoretical claims, in Pedagogical translanguaging: Theoretical, methodological and empirical perspectives, 7-36. DOI: https://doi.org/10.2307/jj.22730465.6

Arthur, R. (2024), “Exploring the role of l1 literacy skills in l2 reading comprehension and vocabulary development among senior high school students in Ghana”, European Journal of English Language Teaching, 9(5). DOI: https://doi.org/10.46827/ejel.v9i5.5648

Grøver, V., Rydland, V., Gustafsson, J. E., & Snow, C. E. (2020), “Shared book reading in preschool supports bilingual children’s second‐language learning: A cluster‐randomized trial”, Child development, 91(6), 2192-2210. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.13348

Oshchepkova, E. S., Kartushina, N. A., & Razmakhnina, K. O. (2023), “Bilingualism and Development of literacy in children: a systematic Review”, Psychology in Russia, 16(1), 3. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2023.0101

Peguero, L. P. (2024), “The impact of technology-enhanced language learning on bilingual education”, International Journal of Scientific Research and Management (IJSRM), available at: https://doi. org/10.18535/ijsrm/v12i04. el05 (Accessed 19 July 2025).

Orazbaeva, F. (2009), Til alemi. Maqalalar, zertteuler [The world of language: Articles and studies], An Arys, Almaty, Kazakhstan.

Aimauytov, Zh. (1995), [Collected works], Rauan, Almaty, Kazakhstan.

Friesen, D. C., Schmidt, K., Atwal, T., & Celebre, A. (2022). Reading comprehension and strategy use: Comparing bilingual children to their monolingual peers and to bilingual adults. Frontiers in psychology, 13, 986937. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.986937

Giguere, D., Tulloch, M. K., Core, C., & Hoff, E. (2024). Early skills that predict English reading ability: A longitudinal study of bilingual children from 5 to 10 years. Journal of Experimental Child Psychology, 246, 105993. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2024.105993

Ollerhead, S. and Pennington, G. (2024), “Starting small: Engaging young learners with literacy through multilingual storytelling”, Journal of Early Childhood Literacy, available at: https://doi.org/10.1177/14687984241303390 (Accessed 19 July 2025). DOI: https://doi.org/10.1177/14687984241303390

Kishchak, V., Ewert, A., Halczak, P., Kleka, P. and Szczerbiński, M. (2024), “RAN and two languages: A meta-analysis of the RAN-reading relationship in bilingual children”, Reading and Writing, Vol. 37, No. 5, pp. 1235-1265. DOI: https://doi.org/10.1007/s11145-023-10441-3

Huang, R., Baker, E.R. and Schneider, J.M. (2023), “Executive function skills account for a bilingual advantage in English novel word learning among low-income preschoolers”, Journal of Experimental Child Psychology, Vol. 235, 105714. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2023.105714

Li, G., Zhen, F., Lin, Z. and Gunderson, L. (2023), “Bilingual home literacy experiences and early biliteracy development among Chinese-Canadian first graders”, Education Sciences, Vol. 13, No. 8, 808. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci13080808

Загрузки


Просмотров аннотации: 35 | Загрузок PDF: 14

Опубликован

30.09.2025

Как цитировать

Жайлаубай , Д., Байгунисова , Г., & Турушева , Л. (2025). Использование двуязычного подхода для развития навыков чтения на иностранном языке у учащихся начальной школы. Вестник Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова. Серия Педагогические науки, (3), 48–57. https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss3pp48-57

Выпуск

Раздел

Теория и методика преподавания общественно-гуманитарных наук