Использование двуязычного подхода для развития навыков чтения на иностранном языке у учащихся начальной школы
DOI:
https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss3pp48-57Аннотация
Статья посвящена изучению эффективности билингвального подхода в развитии навыков чтения на английском языке у младших школьников. Цель исследования – определить роль родного языка (L1) как средства семантической и когнитивной поддержки при работе с иноязычным текстом. В педагогическом эксперименте приняли участие 36 учащихся начальной школы в возрасте 9-10 лет с уровнем владения английским языком A2. Все участники были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 18 человек в каждой.
Учебный материал представлял собой адаптированный рассказ, снабженный системой заданий до, во время и после прочтения. Основным различием между группами был формат представления текста: экспериментальная группа работала с электронной версией, содержащей три типа гиперссылок на их родном языке - перевод, визуализацию и контекстные пояснения; контрольная группа работала с идентичным текстом, но без какой-либо поддержки.
Эксперимент состоял из трех этапов: предварительного тестирования, работы с двуязычной поддержкой и последующего тестирования. Для оценки результатов использовались количественный анализ, педагогическое наблюдение и анкетирование учащихся. Результаты показали значительное преимущество экспериментальной группы, средний балл которой увеличился на 2,6 балла против 1,1 балла в контрольной группе. Кроме того, у студентов, работавших с двуязычной поддержкой, повысились уверенность, мотивация и вовлеченность. Контекстуальные пояснения были признаны наиболее эффективным типом гиперссылок.
Полученные данные подтверждают практическую значимость использования родного языка при обучении чтению в начальной школе. Разработанная модель может быть успешно реализована как в традиционном, так и в цифровом обучении, особенно в многоязычной образовательной среде.
Ключевые слова:
билингвизм, иноязычное образование, начальная школа, цифровые технологии, билингвальный подходБиблиографические ссылки
Cummins, J. (2021), Translanguaging: A critical analysis of theoretical claims, in Pedagogical translanguaging: Theoretical, methodological and empirical perspectives, 7-36. DOI: https://doi.org/10.2307/jj.22730465.6
Arthur, R. (2024), “Exploring the role of l1 literacy skills in l2 reading comprehension and vocabulary development among senior high school students in Ghana”, European Journal of English Language Teaching, 9(5). DOI: https://doi.org/10.46827/ejel.v9i5.5648
Grøver, V., Rydland, V., Gustafsson, J. E., & Snow, C. E. (2020), “Shared book reading in preschool supports bilingual children’s second‐language learning: A cluster‐randomized trial”, Child development, 91(6), 2192-2210. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.13348
Oshchepkova, E. S., Kartushina, N. A., & Razmakhnina, K. O. (2023), “Bilingualism and Development of literacy in children: a systematic Review”, Psychology in Russia, 16(1), 3. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2023.0101
Peguero, L. P. (2024), “The impact of technology-enhanced language learning on bilingual education”, International Journal of Scientific Research and Management (IJSRM), available at: https://doi. org/10.18535/ijsrm/v12i04. el05 (Accessed 19 July 2025).
Orazbaeva, F. (2009), Til alemi. Maqalalar, zertteuler [The world of language: Articles and studies], An Arys, Almaty, Kazakhstan.
Aimauytov, Zh. (1995), [Collected works], Rauan, Almaty, Kazakhstan.
Friesen, D. C., Schmidt, K., Atwal, T., & Celebre, A. (2022). Reading comprehension and strategy use: Comparing bilingual children to their monolingual peers and to bilingual adults. Frontiers in psychology, 13, 986937. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.986937
Giguere, D., Tulloch, M. K., Core, C., & Hoff, E. (2024). Early skills that predict English reading ability: A longitudinal study of bilingual children from 5 to 10 years. Journal of Experimental Child Psychology, 246, 105993. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2024.105993
Ollerhead, S. and Pennington, G. (2024), “Starting small: Engaging young learners with literacy through multilingual storytelling”, Journal of Early Childhood Literacy, available at: https://doi.org/10.1177/14687984241303390 (Accessed 19 July 2025). DOI: https://doi.org/10.1177/14687984241303390
Kishchak, V., Ewert, A., Halczak, P., Kleka, P. and Szczerbiński, M. (2024), “RAN and two languages: A meta-analysis of the RAN-reading relationship in bilingual children”, Reading and Writing, Vol. 37, No. 5, pp. 1235-1265. DOI: https://doi.org/10.1007/s11145-023-10441-3
Huang, R., Baker, E.R. and Schneider, J.M. (2023), “Executive function skills account for a bilingual advantage in English novel word learning among low-income preschoolers”, Journal of Experimental Child Psychology, Vol. 235, 105714. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2023.105714
Li, G., Zhen, F., Lin, Z. and Gunderson, L. (2023), “Bilingual home literacy experiences and early biliteracy development among Chinese-Canadian first graders”, Education Sciences, Vol. 13, No. 8, 808. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci13080808
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Вестник Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова. Серия Педагогические науки

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.