Использование двуязычного подхода для развития навыков чтения на иностранном языке у учащихся начальной школы

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss3pp48-57

Аннотация

Статья посвящена изучению эффективности билингвального подхода в развитии навыков чтения на английском языке у младших школьников. Цель исследования – определить роль родного языка (L1) как средства семантической и когнитивной поддержки при работе с иноязычным текстом. В педагогическом эксперименте приняли участие 36 учащихся начальной школы в возрасте 9-10 лет с уровнем владения английским языком A2. Все участники были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 18 человек в каждой.

Учебный материал представлял собой адаптированный рассказ, снабженный системой заданий до, во время и после прочтения. Основным различием между группами был формат представления текста: экспериментальная группа работала с электронной версией, содержащей три типа гиперссылок на их родном языке - перевод, визуализацию и контекстные пояснения; контрольная группа работала с идентичным текстом, но без какой-либо поддержки.

Эксперимент состоял из трех этапов: предварительного тестирования, работы с двуязычной поддержкой и последующего тестирования. Для оценки результатов использовались количественный анализ, педагогическое наблюдение и анкетирование учащихся. Результаты показали значительное преимущество экспериментальной группы, средний балл которой увеличился на 2,6 балла против 1,1 балла в контрольной группе. Кроме того, у студентов, работавших с двуязычной поддержкой, повысились уверенность, мотивация и вовлеченность. Контекстуальные пояснения были признаны наиболее эффективным типом гиперссылок.

Полученные данные подтверждают практическую значимость использования родного языка при обучении чтению в начальной школе. Разработанная модель может быть успешно реализована как в традиционном, так и в цифровом обучении, особенно в многоязычной образовательной среде.

Ключевые слова:

билингвизм, иноязычное образование, начальная школа, цифровые технологии, билингвальный подход

Биография автора

Д. Жайлаубай , Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан

Докторант образовательной программы “Иностранный язык: два иностранных языка” Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, Астана, 010000, Казахстан, https://orcid.org/0009-0001-7360-4855, e-mail: diana.zhailaubay@mail.ru

Библиографические ссылки

Cummins, J. (2021), Translanguaging: A critical analysis of theoretical claims, in Pedagogical translanguaging: Theoretical, methodological and empirical perspectives, 7-36.

Arthur, R. (2024), “Exploring the role of l1 literacy skills in l2 reading comprehension and vocabulary development among senior high school students in Ghana”, European Journal of English Language Teaching, 9(5).

Grøver, V., Rydland, V., Gustafsson, J. E., & Snow, C. E. (2020), “Shared book reading in preschool supports bilingual children’s second‐language learning: A cluster‐randomized trial”, Child development, 91(6), 2192-2210.

Oshchepkova, E. S., Kartushina, N. A., & Razmakhnina, K. O. (2023), “Bilingualism and Development of literacy in children: a systematic Review”, Psychology in Russia, 16(1), 3.

Peguero, L. P. (2024), “The impact of technology-enhanced language learning on bilingual education”, International Journal of Scientific Research and Management (IJSRM), available at: https://doi. org/10.18535/ijsrm/v12i04. el05 (Accessed 19 July 2025).

Orazbaeva, F. (2009), Til alemi. Maqalalar, zertteuler [The world of language: Articles and studies], An Arys, Almaty, Kazakhstan.

Aimauytov, Zh. (1995), [Collected works], Rauan, Almaty, Kazakhstan.

Friesen, D. C., Schmidt, K., Atwal, T., & Celebre, A. (2022). Reading comprehension and strategy use: Comparing bilingual children to their monolingual peers and to bilingual adults. Frontiers in psychology, 13, 986937.

Giguere, D., Tulloch, M. K., Core, C., & Hoff, E. (2024). Early skills that predict English reading ability: A longitudinal study of bilingual children from 5 to 10 years. Journal of Experimental Child Psychology, 246, 105993.

Ollerhead, S. and Pennington, G. (2024), “Starting small: Engaging young learners with literacy through multilingual storytelling”, Journal of Early Childhood Literacy, available at: https://doi.org/10.1177/14687984241303390 (Accessed 19 July 2025).

Kishchak, V., Ewert, A., Halczak, P., Kleka, P. and Szczerbiński, M. (2024), “RAN and two languages: A meta-analysis of the RAN-reading relationship in bilingual children”, Reading and Writing, Vol. 37, No. 5, pp. 1235-1265.

Huang, R., Baker, E.R. and Schneider, J.M. (2023), “Executive function skills account for a bilingual advantage in English novel word learning among low-income preschoolers”, Journal of Experimental Child Psychology, Vol. 235, 105714.

Li, G., Zhen, F., Lin, Z. and Gunderson, L. (2023), “Bilingual home literacy experiences and early biliteracy development among Chinese-Canadian first graders”, Education Sciences, Vol. 13, No. 8, 808.

Загрузки


Просмотров аннотации: 0 | Загрузок PDF: 0

Опубликован

30.09.2025

Как цитировать

Жайлаубай , Д., Байгунисова , Г., & Турушева , Л. (2025). Использование двуязычного подхода для развития навыков чтения на иностранном языке у учащихся начальной школы. Вестник Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова. Серия Педагогические науки, (3), 48–57. https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss3pp48-57

Выпуск

Раздел

Теория и методика преподавания общественно-гуманитарных наук