Теория познания и функциональная грамотность

Авторы

  • Б.Б. Жахина Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-8639-7971

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss4pp276-287

Аннотация

Как известно, цель современной системы образования – формирование функционально грамотной личности с высокой компетентностью, способной использовать полученные знания для жизненных потребностей, проявлять себя в меняющейся среде.

В этой связи в статье говорится о том, что согласно методологической основе обновленного содержания образования любой предмет, изучаемый в школе, должен преподаваться в познавательном аспекте, чтобы соответствовать жизненным потребностям ученика.

Также говорится о том, что такие качества, как сознание, знание, ум, культура, духовное богатство, присущие человеческой сущности, относятся к многогранности познания.

Это подтверждается определением «теории познания» в философии.

Как известно, ключом к развитию познавательного горизонта личности ученика является язык.

 В этой связи в статье отмечается, что предмет казахский язык, изучаемый в школе, имеет большое социальное значение, поэтому его теоретическое изучение в образовательной деятельности, познавательной деятельности, коммуникативной деятельности необходимо преподавать в познавательном аспекте.

Кроме того, обозначены задачи обучения языку с точки зрения теории познания.

Затрагиваются вопросы, входящие в изучение казахского языка в соответствии с теорией познания и ее эффективностью.

В статье говорится о том, что язык – это универсальное явление, состоящее из взаимодействия языковых средств, состоящих из единства формы и содержания, и что «слово» является важнейшей языковой единицей коммуникативного характера, выполняющей как номинативную, так и познавательную функцию. При этом подчеркивается, что для функционально грамотного использования слова в словосочетании, предложении, тексте, личность должна обладать глубоким пониманием семантики слов. И этот вопрос подтверждается тем, что при изучении синонимов необходимо осознавать их семантические особенности.

Ключевые слова:

теория познания, личность, открытый разговор, беседа-размышление, свобода слова, семантика, лексическая единица.

Биография автора

Б.Б. Жахина, Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан

Жахина Б.Б. – д.п.н., профессор Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан Е-mail: bzhaxina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8639-7971.

Библиографические ссылки

Мырзалы С. Философия. – Алматы: Бастау, 2014. – 648 б.

Оразалиева Э. Танымдық қазақ тілі. – Алматы: Мұрагер, 2005. –184 б.

Қалиұлы Б., Исақова С. Танымдық қазақ тілі. Алматы: Мұрагер, 2009 –132 б.

Бітібаева Қ. Әдебиет пәнін тиімді оқытудың жолдары. Алматы: Рауан, 1990. – 199 б.

Бизақов C., Болғанбаев Ә., Дәулетқұлов Ш. Қазақ тілінің синонимдер сөздігі. – Алматы: «Арыс» баспасы, 2005. – 720 б.

Болғанбаев Ә. Қазақ тіліндегі зат есімдік синонимдер. Алматы, 1957. – 6 б.

Оразбаева Ф. Қазіргі қазақ тіліндегі сын есім синонимдер. Алматы Мектеп, 1988. – 315 б.

Кеңесбаев І. Фразеологиялық сөздік. – Алматы: "Арыс" баспасы, 2007. - 800 б.

Никитина М.В. Курс лингвистической семантики. Санкт-Петербург. 1996 – 451 с.

Болғанбаев Ә. Қазақ тілінің лексикологиясы. – Алматы: Мектеп, 1988. – 216 б.

Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 1: Лексическая семантика.Москва, 1995. № 6, – 83 с.

Сиротина В.А. Лексическая синонимика в русском языке. Москва, 1979. – 37 с.

Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. Москва, 1961. – 7 с.

Bariya B. Zhakhina and et.(2020) Development of Communication and Speech Skills of Students in the Process of Education// Journal of Intellectual Disability - Diagnosis and Treatment,8, 437-442 p.

Bariya B. Zhakhina and et (2018)Use of communicative learningtechnologies for speech activitydevelopment of junior pupils//ESPACIOS!ÍNDICES.Vol. 39 (Number 40), p.40-45

Загрузки


Просмотров аннотации: 0 | Загрузок PDF: 0

Опубликован

19.12.2024

Как цитировать

Жахина, Б. (2024). Теория познания и функциональная грамотность . Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (4), 276–287. https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss4pp276-287

Выпуск

Раздел

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Похожие статьи

<< < 1 2 3 4 5 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.