КРИЗИС ДВОРЯНСКОЙ СЕМЬИ В 70-Е ГОДЫ XIX ВЕКА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»

Авторы

  • Л.А. Крылова Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Петропавловск, 150000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0003-0159-0009
  • Ж. Кадыров Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Петропавловск, 150000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0003-0159-0009
  • Г.К. Синбаева Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Петропавловск, 150000, Республика Казахстан https://orcid.org/0009-0004-7203-1460

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss2pp153-164

Аннотация

Фёдор Достоевский в 1875 году представил вниманию общественности свой новый роман «Подросток», который критика, писатели-современники и читатели не поняли и не приняли, поставив на произведении штамп авторской неудачи. Весь XX век этот роман никогда не изучался в вузовских аудиториях, не было его и в школьных программах. Первым, кто назвал этот роман, как «одно из самых гениальных и недостаточно еще оцененных творений Достоевского» был русский философ Н.А. Бердяев.

Вечная проблема «отцов и детей» в романе «Подросток», исследуемая Ф.М. Достоевским в новом ракурсе, чем у других русских писателей-классиков. Писатель сместил акцент в своём произведении на «дети и отцы». Проблема воспитания подрастающего поколения всегда волновала Достоевского-мыслителя. В данном романе нет    ни одной нравственно здоровой дворянской семьи, все находятся в состоянии распада или раздора. Достоевский отмечал, что прошли времена дворянского семейного лада, каким его изображал Лев Толстой в своих романах. В пореформенной России 70-х годов XIX века происходит разрушение основы архетипа дворянской семьи. Новое время породило семью-мезальянс и её детей-изгоев.

Тема отцов представлена в романе чёткой оппозицией в сословном и аксиологическом плане: кровный отец-дворянин-скиталец по Европе, духовный отец–странник-праведник по России. У автора слово «подросток» указывает не столько на возрастной ценз главного героя, сколько на ценностный этап на пути познания им истины. Взросление, самооценка и самосуд главного героя автор раскрывает через его записки. Исповедь главного героя – это этапы его исканий, поиски ответов на ценностно-смысловые и онтологические вопросы: кто он в этом мире: «князь», «будущий миллионер», «игрок», «шантажист», «грешник»? Нигилистическая идея сына – стать русским Ротшильдом порождает в герое двойника и душу паука. Главный герой проходит нравственные и духовные мытарства, чтобы обрести кровного и духовного отца и выйти из состояния сиротства.  Дан анализ русскому двойничеству философом Н.А. Бердяевым и писателем-критиком Д.С. Мережковским контексте данного романа. В  предсмертном письме Достоевский признавался в  своём личном раздвоении  и стремился    распознать этот недуг у себя и  у своих героев.

Ключевые слова:

архетип, семья-мезальянс, кровный и духовный отец, европейский социализм, христианство, атеист, деизм, двойничество, идея Ротшильда.

Биография автора

Ж. Кадыров, Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Петропавловск, 150000, Республика Казахстан

Кадыров Ж.Т. – профессор, филология ғылымдарының кандидаты, Манаш Қозыбаев атындағы Солтүстік Қазақстан университеті, Петропавл, 150000, Қазақстан Республикасы. E-mail: zhkadyrov_777@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5494-9105.

Библиографические ссылки

Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского. Статьи из цикла Ф.М. Достоевский. – М: 2018. – 102 с.

Викторович В.А. Роман Ф.М. Достоевского: возможности прочтения. – Коломна: КГПИ, 2003. – 262 с.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. – М.: Просвещение, 1968.

Достоевский Ф. М. Дневник Достоевского. Полное собрание сочинений в 30 т. – Л.: Наука, 1976. Т 16. – 442 с.

Достоевский Ф.М. Подросток Полное собрание сочинений в 30 т. – Л.: Наука, 1975. Т.13. – 452 с.

Шанский В.М. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1971.-542 с.

Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». – М., ИМЛИ РАН, 2004, 480 с.

Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. – М.: Наука, 2000. – 585 с.

Колесов В.В. Словарь русской ментальности. – Златоуст, 2014. – 592 с.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. – М: Русский язык, 1981. – 683 с.

Дурылин С.Н. Об одном символе Достоевского В книге Достоевский. Сборник статей. – М., 1928. – 103-199 с.

Джеймс У. Психология. – М.: 1991.

Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. – М.: 1997.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М.: 1994.

Krylova, L.A., Zhundibayeva, A.K., Kadyrov, Z.T., Fatkiyeva, G.T., Y.V. Portrait image in pushkin’s prose of the thirties in the 19th century. Media Watch, 2020, 11(4), страницы 630–647© Media Watch 11 (4) 630-647, 2020ISSN 0976-0911 | e-ISSN 2249-8818DOI: 10.15655/mw/2020/v11i4/204630 DOI: https://doi.org/10.15655/mw/2020/v11i4/204630

Загрузки


Просмотров аннотации: 84 | Загрузок PDF: 56

Опубликован

30.06.2024

Как цитировать

Крылова, Л., Кадыров, Ж., & Синбаева, Г. (2024). КРИЗИС ДВОРЯНСКОЙ СЕМЬИ В 70-Е ГОДЫ XIX ВЕКА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК». Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (2), 153–164. https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss2pp153-164

Похожие статьи

1 2 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.