РЕЧЕВЫЕ ПЕРВЕРСИИ И ПОЛИФОНИЯ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ АВТОРА-ГЕРОЯ В РОМАНЕ А. КИМА «РАДОСТИ РАЯ»

Авторы

  • Б. Байжігіт Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати, Тараз, 080000, Қазақстан https://orcid.org/0000-0001-5384-466X
  • К. Қазақбаева Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати, Тараз, 080000, Қазақстан https://orcid.org/0009-0006-1927-7984
  • Ж. Кадыров Северо-Казахстанский университет имени М.Козыбаева, Петропавловск, 150000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0001-5494-9105
  • М. Есматова Северо-Казахстанский университет имени М.Козыбаева, Петропавловск, 150000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-5470-9117

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss3pp206-219

Аннотация

Целью данного исследования является рассмотрение речевых перверсий и полифонии романа А. Кима «Радости рая» с абсурдистской и психоаналитической точки зрения. В сравнительном аспекте также анализируется романы А. Кима «Белка» и «Поселок кентавров», где можно проследить динамику кимовского персонажного ряда: от «расчетверения» личности до «сквозного» образа-персонажа; от языка «полулюдей» до языка сверхлюдей- «прозорливцев», для которых мир не ограничивается рамками человеческого тела.

В романном тексте А. Кима «Радости рая» можно обнаружить: анимизм (наделение именем собственным всех предметов и явлений, окружающих главного героя-рассказчика);  автобиографичность (в виде собственно-прямой речи героя-рассказчика и схожести имени и фамилии героя-рассказчика и автора); индивидуально-авторские неологизмы, характеризуемые как признаки ассоциативного (восточного) мышления, выраженного путем однородных перечислений; авторские метафоры с непонятным, иногда и абсурдным значением; авторские аббревиатуры, используемые и адекватно дешифруемые в рамках только данного романа; математические задачи, повторяющиеся выражения, лексемы и слоги, лишние пробелы и неуместные употребления заглавных букв в словах или в целых предложениях.

Ключевые слова:

казахстанская литература, речевые перверсии, полифония, поэтика абсурда, ассоциативное мышление, индивидуально-авторские неологизмы, психологическое насилие, индивидуальные травмы, коллективные травмы

Биография автора

Б. Байжігіт, Таразский региональный университет им. М.Х. Дулати, Тараз, 080000, Қазақстан

Б.С. Байжігіт – PhD, ассоциированный профессор Таразского университета имени М.Х. Дулати, Тараз, 080000, Казахстан. E-mail: bota_bs90@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5384-466X.

Библиографические ссылки

Chang E. C. On the absurd, the “ultimate question,” and camus’ expansion of Nietzsche’s concept of amor fati in The Myth of Sisyphus: Some philosophical and scientific considerations //The Humanistic Psychologist. – 2024.

Esslin M. O teatro do absurdo. – Editora Schwarcz-Companhia das Letras, 2018.

Ким А. Радости Рая, – М.: Эксмо, 2022. - 480 с.

Осипов Ю.С. Большая российская энциклопедия. Рос. акад. наук: — М.: Большая Рос. энцикл., 2005. - 960-1000 с.

Лосев А.Ф., Мифология греков и римлян. - М.: Мысль. -1996. - 975 с.

Корешкова М. Е. Полифония: от музыки к литературе //Вестник культурологии. – 2002. – №. 3. – С. 107-116.

Нургалеева Т. Г. Метафорическое употребление аббревиатур как средства языковой игры в целях повышения экспрессивности текстов СМИ // Вестник ТГУ. 2009. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskoe-upotreblenie-abbreviatur-kak-sredstva-yazykovoy-igr selyah-povysheniya-ekspressivnosti-tekstov-smi (дата обращения: 26.06.2024).

Баймурзаева Г. Б., Аккиева А. А. Неологизмы в идиосинкратической речи лиц с расстройством мышления //Язык и текст. – 2017. – Т. 4. – №. 2. – С. 45-56.

Николаенко Н.Н., Психология творчества/ Под. ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2005. – 277 с.

Artières P. et al. Les" Mots et les Choses" de Michel Foucault: regards critiques 1966-1969. – Presses universitaires de Caen, 2009. – С. 377.

Байжигит Б.С. Поэтика абсурда в литературе постмодернизма и методика ее изучения в вузе (на материале современной русской и русскоязычной прозы): диссертация на соискание степени доктора философии (PhD): 27.12.2023. – Алматы, 2023. – 148 с.

Баталов, О. Г. Когнитивно-функциональный аспект окказионального словообразования в художественном тексте: специальность 10.02.04 "Германские языки": диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Баталов Олег Геннадьевич. – Нижний Новгород, 2004. – 242 с.

Бахтикиреева У.М., Валикова О.А. «Собиратель слов»: интервью с Анатолием Кимом // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2020. Т. 17. № 2. С. 271—278. DOI 10.22363/2618-897X-2020-17-2-271-278

Shmakova E. S., Baizhigit B. S., Begaliyeva S. B. The Artistic Uniqueness of Idiostyle of Modern Russian-Speaking Writers of Kazakhstan: A. Zhaksylykov, A. Kim, and D. Nakipov //RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics. – 2024. – Т. 15. – №. 4. – С. 1419-1442.

Safronova L., Sermukhametova B. B. The Rhythmic Composition of Anatoly Kim's Prose //Cuadernos de Rusística Española. – 2022. – №. 18. – С. 155-170.

Загрузки


Просмотров аннотации: 2 | Загрузок PDF: 2

Опубликован

29.09.2025

Как цитировать

Байжігіт, Б., Қазақбаева, К., Кадыров, Ж., & Есматова, М. (2025). РЕЧЕВЫЕ ПЕРВЕРСИИ И ПОЛИФОНИЯ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ АВТОРА-ГЕРОЯ В РОМАНЕ А. КИМА «РАДОСТИ РАЯ». Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (3), 206–219. https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss3pp206-219