ЭТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС АБАЯ: КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ

Авторы

  • К.М. Абишева Университет «Туран-Астана», Астана, 010000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0003-2089-6601
  • К.Е. Тлеш Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-5707-3273
  • А.Б. Нургазина Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0003-1042-5670
  • А. Байкадамова Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0001-8277-869X

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss3pp22-33

Аннотация

       Статья посвящена исследованию этического дискурса Абая, рассмотренного в когнитивно-коммуникативном аспекте. Отмечено, что дискурс сформирован на базе этических и когнитивно-коммуникативных знаний: в нем дается представление об этическом мировоззрении Абая, приводятся рассуждения Абая о свойствах человеческого характера, даются диалоги философа с собеседниками. Показано, что дискурс Абая построен в соответствии с составляющими других дискурсов (тема, участники, ценности, коммуникация, интертекстуальность, знания). Выявлено, что использованные методы (коммуникативные диалоги, стратегии, моделирование, концептуальный анализ, использование ситуации морального выбора) способствуют осуществлению общего когнитивно-дискурсивного анализа. Выяснено, что дискурс Абая не является религиозным, он не содержит императивности, модальности, не акцентирует внимание на долженствовании. Абай простым, ясным языком анализирует те или иные ситуации со включаемыми в них интертекстами, объясняет суть моральных ценностей, ставит собеседников перед ситуацией морального выбора, выбирает приемлемое для себя поведение, осуждает безнравственные черты характера.  И тем самым как бы в роли учителя передает свои знания окружающим. Цель статьи: рассмотреть в когнитивно-коммуникативном аспекте этический дискурс Абая, выявить и описать его основные составляющие (этические знания, ценности, участников коммуникации), выявить отличие его от религиозного дискурса. Научная новизна статьи состоит в том, что этический дискурс Абая впервые подвергается дискурсивному анализу по основным параметрам когнитивно-дискурсивного анализа.

Ключевые слова:

этический дискурс, диалог, знания, концептуальный анализ, совершенный человек, интертекстуальность, тема

Биография автора

К.Е. Тлеш, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан

Тлеш К.Е. – к.ф.н., профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан. E-mail: kara-191@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-5707-3273.

Библиографические ссылки

Проскурина А.С. Становление дискурсивной этики: теория и практика анализа современных этических систем. – М.: Инфра-М., 2023. – 153 с. DOI: https://doi.org/10.12737/1877123

Маклаков В.Т. Современный этический дискурс: определяющая дилемма и линии развития // Этика в современной философско-культурологической перспективе: матер. Всерос. научно-практ. конф. – Екатеринбург: УРФУ, 2015. – С. 42–47.

Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – С. 136–137.

Орынбеков М.С. Философские воззрения Абая. – Алма-Аты: Білім, 1995. – 136 с.

R.W. Gibbs The Poetics of Mind: Figurative Thought, Language, and Understanding – Cambridge University Press, 1994

Peter Stockwell Cognitive Poetics: An Introduction – New York: Routledge, 2019 DOI: https://doi.org/10.4324/9780367854546

G. Brône, J. Vandaele, and M. H. Freeman Cognitive Literary Approaches to Literature: Contemporary Cognitive Poetics, Brill, 2009 DOI: https://doi.org/10.1515/9783110213379

Карасик В. И. О типах дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. – Волгоград, 2000. – С. 5–20.

Linke A., Nussbaumen М., Portman T.R. Studienbuch linguistik (Text). – Tubingen: Niemeyer, 1996. – 472 s.

Мамырбекова А.К. Духовность как нравственный концепт в философских исканиях Абая и Шакарима // Материалы научно-практ. конференции «Наследие Абая и Шакарима в контексте вызовов глобализации». – Усть-Каменогорск: ВКТУ, 2008. – С. 198–203.

Кубрякова Е.С. О методике когнитивно-дискурсивного анализа применительно к исследованию драматургических произведений (пьесы как особые форматы знания) // Принципы и методы когнитивных исследований языка. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – С. 30–45.

Абай. Қара сөз. Книга слов. – Алматы: Ата-мұра, 2020. – 200 б.

Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. – Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОН РК, 2011. – 216 с.

Исаченко Н.Н. Проблема зависти в философском дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета, 2014, № 25/33. Философия . Социология. Культурология. Вып. 35. – С. 78 – 80.

Абай. Книга слов. Шакарим. Записки забытого. Переводы К. Серикбаевой, Р. Сейсембаева. – Алма - Ата: Ел, 1993. – 120 с.

Загрузки


Просмотров аннотации: 26 | Загрузок PDF: 18

Опубликован

27.09.2024

Как цитировать

Абишева, К., Тлеш, К., Нургазина, А., & Байкадамова, А. (2024). ЭТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС АБАЯ: КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (3), 22–33. https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss3pp22-33

Похожие статьи

<< < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.