КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ «МАТЬ-ЗЕМЛЯ» И «МАТЬ-РЕКА» В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
Аннотация
Цель статьи – описать способы актуализации двух когнитивных моделей «мать[1]земля» и «мать-река», актуализирующих соответствующие признаки макроконцепта мать. Задачи статьи: 1. В языковом материале выделить примеры актуализации указанной модели; 2. Определить особенности способов экспликации когнитивных моделей «мать[1]земля» и «мать-река» в русской языковой картине мира. Актуальность исследования состоит в соотнесении между собой синкретичных смыслов когнитивных моделей «мать[1]земля» и «мать-река». Научная новизна работы заключается в первом опыте обращения к когнитивным моделям «мать-земля» и «мать-река». Синкретизм когнитивных моделей «мать-земля» и «мать-река» сложен и вариативен. Первая когнитивная модель закреплена за древним восприятием земли как матери, образы которой связанны с земледелием и плодородием. Вторая когнитивная модели «мать – река» обусловлена тем, что водное пространство реки воспринимается как материнское лоно. Мать одновременно выступает и как земля (суша), и как река (озеро). Земля именуется матушкой (мать – сыра-земля), река – маткой (Волга/ Колыма матка). В русской лингвокультуре земное и водное пространство ассоциативно связаны между собой. Языковой материал представляет высокую частотность актуализации как первой когнитивной модели, так и второй.
Ключевые слова:
макроконцепт, когнитивная модель, когнитивные признаки, лингвокультура, концептология, языковая картина мираБиблиографические ссылки
Лучик М. Концептуальная, языковая и поэтическая картины мира: общечеловеческое,
национальное и индивидуальное // Гуманитарный вектор. – 2019. – № 5. – Т. 14. – С. 8-15.
Колесов В.В. Ментальные характеристики русского слова в языке и философской интуиции // Языки и этнический менталитет. – Петрозаводск: Издательство ПГУ, 1995. – С. 13–24.
Пименова М.В. Концепт сердце: образ, понятие, символ. – Кемерово: КемГУ, 2007. – 500 с. (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 9).
Пименова М.В. Концепты внутреннего мира (русско-английские соответствия): дис. … докт. филол. наук. – Санкт-Петербург, 2001. – 497 с.
Davidson D. On the Very Idea of a Conceptual Scheme // Proceedings and Addresses of the American Philosophical Association. 1973 – 1974. – Vol. 47. – P. 5-20.
Fillmore Ch. J. How Do We Know Whether You`re Coming or Going // Essays on Deixis / Rauh G. (ed.). – Tubingen: Narr., 1983. – P. 219-227.
Lakoff G. The Invariance Hypothesis: Is Abstract Reason Based on Image-schemas? // Cognitive Linguistics. – 1990. 1-1. – P. 39-74.
Афанасьев А.Н. Древо жизни. – М.: Современник, 1983. – 283 с.
Кондаровский И.К. Остатки культа богини-матери в настоящее время // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. – 1928. – Т. 59. – С. 73-86.
Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. – Москва: Астрель, АСТ, 2010. – 528 с.
Соколов Г. Судья-земля // Записки Императорского Русского Географического общества по отд. Этнографии. – 1878. – Т. 8. – С. 17-18.
Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – начала XX века. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 164 с.
Шустиков А.А. Взгляды крестьян Кадниковского уезда на земельную собственность // Живая Старина. – 1907. – Вып. 1. – С. 27-32.
Пименова М.В. Этногерменевтика русской сказки: монография. – М.: ИНФРА-М (Научная мысль), 2018. – 355 с.
Топоров В.Н. Пространство // Мифы народов мира. – М.: Советская энциклопедия, 1980. –С. 832-834.
Еремеева С.А. Лекции по русскому искусству. – М.: Наука, 2000. – С. 186.
Иванов В.В., Топоров В.Н. Вода // Мифы народов мира. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – С. 198-199.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.