ЯЗЫКОВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ В КОРПОРАТИВНОЙ ДЕЛОВОЙ СРЕДЕ: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС-АНАЛИЗ

Авторы

  • А.А. Аймолдина Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, 010010, Астана, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-5437-7386
  • Ш.К. Жаркынбекова Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-4160-6215
  • Ж.Ш. Джумабаева Национальный университет Узбекистана, Ташкент, 100174, Республика Узбекистан https://orcid.org/0000-0003-0117-1648

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss1pp280-293

Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу корпоративной языковой политики и языкового менеджмента в деловых организациях. Установлено, что общий корпоративный язык способствует эффективному обмену информацией и знанием, устраняя языковые барьеры в условиях многоязычия. Статья анализирует концепцию языковой стандартизации, сопоставляя ее с тенденциями в корпоративной среде. Частый выбор английского языка в качестве корпоративного языка обусловлен его широким использованием в глобальной коммуникации. В условиях международного бизнеса и менеджмента, языковая политика и планирование (LPP – Language Policy and Planning) рассматриваются как самостоятельное научное направление. Статья уделяет внимание регулятивному аспекту языковой политики в контексте языкового менеджмента, определяя его как систему правил, регулирующих использование языка в компаниях. Корпоративная языковая политика рассматривается как механизм контроля, направленный на снижение операционных затрат и обеспечение координации в географически распределенных организациях. Авторы подчеркивают различия между явными и неявными стратегиями корпоративной языковой политики, выявляя случаи, когда компании используют английский язык неофициально, не имея письменной декларации. В статье рассмотрены существующие корпоративные языковые политики, стратегии и языковой менеджмент на основе наукометрического анализа публикаций последних лет, представленных в библиографических базах данных Scopus, Web of Science, eLibrary, Google Scholar, а также выявлены общие тенденции в сфере корпоративной языковой политики. Представлен обзор основных тематических областей работ и документов из исследовательских журналов, книг, материалов научных конференций за предшествующие года и 2023 год включительно. Тематический дискурс-анализ выявляет и раскрывает основные тематические направления в последних научных исследованиях и дискуссии в области развития и оценки корпоративных языковых политик.

Ключевые слова:

корпоративная языковая политика, языковая политика, языковой менеджмент, профессиональный мультилингвизм, деловая коммуникация

Биография автора

А.А. Аймолдина, Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, 010010, Астана, Республика Казахстан

Аймолдина А.А. – PhD, ассоциированный профессор, доцент кафедры филологии, Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан. E-mail: aliyaimoldina@gmail.com, ResearcherID: P-3986-2014, Scopus Author ID: 56134154000, https://orcid.org/0000-0002-5437-7386.

Библиографические ссылки

Piekkari R., Welch D., Welch L.S. Language in international business: The multilingual reality of global business expansion. Edward Elgar Publishing, 2014.

Logemann M., Piekkari R. Localize or local lies? The power of language and translation in the multinational corporation // Critical perspectives on international business. Emerald Group Publishing Limited, 2015. Vol. 11, № 1. – P. 30–53.

Linn A., Sanden G.R., Piekkari R. Language standardization in sociolinguistics and international business: Theory and practice across the table // English in Business and Commerce: Interactions and Policies, Berlin: Mouton de Gruyter. 2018. – P. 19–45.

De Malsche F., Vandenbroucke M. Reconstructing over 20 years of language practice, management and ideology at a multinational corporation in Brussels: A scaled socio-historical approach to language policy // Lang. Policy. Springer Science and Business Media B.V., 2022. Vol. 21, № 2. – P. 235–259.

Sanden G.R. Ten reasons why corporate language policies can create more problems than they solve // Curr. Issues Lang. Plann. Routledge, 2018. Vol. 21, № 1. – P. 22–44.

Шамсутдинова Ж. В Казахстане стало больше компаний из Нигерии и Афганистана [Electronic resource] // LS Ничего лишнего, только бизнес. 2023. URL: https://lsm.kz/inostrannye-kompanii-na-1-noyabrya-2023.

Ромашова И.П. Корпоративная языковая политика // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. № 6. – 2011. № 3. – C. 64–70.

Санжарова И. Особенности корпоративной коммуникации компании с внешней средой // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2013. – C. 177–186.

Куликова О. Дискурс корпоративной этики в коммуникативно-прагматической парадигме лингвистических исследований // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6, №2, Языкознание: Реферативный журнал. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulikova-o-v-diskurs-korporativnoy-etiki-v-kommunikativno-pragmaticheskoy-paradigme-lingvisticheskih-issledovaniy (дата обращения: 23.12.2023).

Небузданов А.К. Лингвистический аспект эффективности корпоративных медиатекстов // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. ¬№ S1. – 2019. – C. 24–29.

Бородина Д.С. Английский язык в специализированном домене шведской деловой коммуникации // Политическая лингвистика. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет», № 3. – 2018. – C. 91–95.

Sanden G.R., Kankaanranta A. “English is an unwritten rule here”: Non-formalised language policies in multinational corporations // Corp. Commun. Emerald Group Holdings Ltd., 2018. Vol. 23, № 4. – P. 544–566.

Zhang Z. It is all about TOEIC: discovering topics and trends in employee perceptions of corporate language policy // J. Multiling. Multicult. Dev. Routledge, 2021.

Neeley T. The language of global success: How a common tongue transforms multinational organizations. Princeton University Press, 2017.

Peltokorpi V., Vaara E. Language policies and practices in wholly owned foreign subsidiaries: A recontextualization perspective // Language in international business: Developing a field. Springer, 2017. – P. 93–138.

Saulière J. Corporate language: the blind spot of language policy? Reflections on France’s Loi Toubon // Current Issues in Language Planning. Taylor & Francis, 2014. Vol. 15, № 2. – P. 220–235.

Ehrenreich S. English as a business lingua franca in a German multinational corporation: Meeting the challenge // The Journal of Business Communication (1973). SAGE Publications Sage CA: Los Angeles, CA, 2010. Vol. 47, № 4. – P. 408–431.

Louhiala-Salminen L., Kankaanranta A. Language as an issue in international internal communication: English or local language? If English, what English? // Public Relations Review. Elsevier, 2012. Vol. 38, № 2. – P. 262–269.

Schiffman H. Linguistic culture and language policy. Routledge, 2012.

Baldauf Jr R.B. Rearticulating the case for micro language planning in a language ecology context // Current issues in language planning. Taylor & Francis, 2006. Vol. 7, № 2–3. – P. 147–170.

Материал поступил в редакцию журнала 22.01.2024

Загрузки


Просмотров аннотации: 75 | Загрузок PDF: 18

Опубликован

28.03.2024

Как цитировать

Аймолдина, А., Жаркынбекова, Ш., & Джумабаева, Ж. (2024). ЯЗЫКОВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ В КОРПОРАТИВНОЙ ДЕЛОВОЙ СРЕДЕ: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС-АНАЛИЗ. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (1), 280–293. https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss1pp280-293