Оптимизация адаптивного обучения языку с использованием искусственного интелекта

Авторы

  • Н.В. Чичерина Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, 195251, Российская Федерация https://orcid.org/0000-0002-1040-9120
  • Ш.К. Жаркынбекова Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-4160-6215
  • А.Х. Азаматова Университет КИМЭП, Алматы, 050010, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-5004-5907
  • А.М. Ахметбекова Astana IT University, Астана, 010000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-1478-3718

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss3pp279-290

Аннотация

Активное проникновение цифровых технологий во все сферы человеческой деятельности естественным образом привело к процессам трансформации системы образования. Растущий интерес и бурные дискуссии в последнее время вокруг возможности использования искусственного интеллекта (ИИ) в образовательном пространстве свидетельствуют об особой актуальности данной темы. Целью данного исследования является анализ методов и технологий оптимизации адаптивного обучения русскому языку как иностранному с применением искусственного интеллекта. Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в выяснение различных подходов к интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс, а также дальнейшее изучение эффективности использования искусственного интеллекта в адаптивном обучении языкам. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения его основных результатов при внедрении адаптивных учебных платформ и приложений в образовательные учреждения и разработке рекомендаций по оптимизации программ обучения языку. В процессе исследования была проанализирована научно-методическая литература, посвященная применению искусственного интеллекта в образовании с учетом его перспектив и возможных рисков, проведена оценка эффективности различных платформ и инструментов адаптивного обучения языку. Для разработки заданий, основанных на ИИ, использовался эмпирический опыт применения ИИ-сервисов на практических занятиях по русскому языку как иностранному. В рамках исследования определяется роль искусственного интеллекта в персонализации образовательного процесса, оптимизации содержания и форм обучения, усовершенствовании методов оценивания и темпа обучения на основе обратной связи в реальном времени. В работе также определяются этические вызовы и технические ограничения, с которыми сталкиваются исследователи и практики в области использования новейших технологий искусственного интеллекта в процессе обучения. Полученные результаты исследования позволяют утверждать, что технологии ИИ должны стать органичной частью современного процесса обучения языкам, так как они могут значительно повысить мотивацию учащихся и развить навыки их речевой деятельности. Изучение реального опыта использования ИИ на занятиях в университете дает ценную информацию о практических аспектах внедрения ИИ в преподавание языков. Результаты и материалы исследования могут быть использованы в лекциях по когнитивной лингвистике, компьютерной лингвистике, семантике и прагматике, а также разработке образовательных программ и технологий.

Ключевые слова:

искусственный интеллект, адаптивное обучение, образование, технологии, русский язык как иностранный (РКИ)

Биография автора

А.Х. Азаматова, Университет КИМЭП, Алматы, 050010, Республика Казахстан

Азаматова А.Х. – доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой современных языков и перевода Университета КИМЭП, Алматы, 050010, Республика Казахстан. Е-mail: ariya_azamatova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5004-5907.

Библиографические ссылки

Amirov R.A., Bilalova U.M. Perspektivy vnedreniya tekhnologiy iskusstvennogo intellekta v sfere vysshego obrazovaniya [Prospects for the implementation of artificial intelligence technologies in higher education] // Upravlencheskoye konsul’tirovaniye [Management consulting], 3 (135), (2020). Available at: https://www.acjournal.ru/jour /article/view/1365/1202 [in Russian]. (accessed 10.05.2024).

Duggan, S. (2020), AI in Education: Change at the Speed of Learning. UNESCO : IITE. Editor: Svetlana Knyazeva. Available at: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2020/11/Steven_ Duggan_AI-in-Education_2020.pdf. (accessed 10.05.2024)

Bekirova E. Sh. Tekhnologii iskusstvennogo intellekta kak faktor povysheniya kachestva vysshego obrazovaniya [Artificial intelligence technologies as a factor in improving the quality of higher education] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 77(1), (2022). [in Russian]

Loewen, S., Crowther, D., Isbell, D. R., et al. (2019), Mobile-assisted language learning: A Duolingo case study, ReCALL, 31(3), 293–311. Available at: https://doi.org/10.1017/S09583 44019000065. (accessed 03.05.2024)

Contrino, M. F., Reyes-Millán, M., Vázquez-Villegas, P. et al. (2024), Using an adaptive learning tool to improve student performance and satisfaction in online and face-to-face education for a more personalized approach, Smart Learn. Environ. 11 (1). Available at: https://doi.org/10.1186/s40561-024-00292-y. (accessed 25.04.2024)

Liu, A., & Kong, D. (2021), Research on the Teaching Mode of College English Based on Artificial Intelligence, Journal of Physics: Conference Series, 1848(1), 012117. Available at: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1848/1/012117. (accessed 20.04.2024)

Yan Dong, Y. D. (2022), Application of Artificial Intelligence Software based on Semantic Web Technology in English Learning and Teaching, Journal of Internet Technology, 23(1), 145-154. Available at: https://doi.org/10.53106/160792642022012301015.(accessed 05.05.2024)

AlTwijri, L., & Alghizzi, T. (2024). Investigating the integration of artificial intelligence in English as foreign language classes for enhancing learners’ affective factors: A systematic review, Heliyon, 10(10). Available at: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e31053.(accessed 03.06.2024)

Schmidt, T., & Strasser, T. (2022), Artificial Intelligence in Foreign Language Learning and Teaching: A CALL for Intelligent Practice, Anglistik, 33(1), 165-184. Available at: https://doi.org/10.33675/ANGL/2022 /1/14. (accessed 13.05.2024)

Seufert, S., & Scheffler, N. (2018), Developing Digital Competences of Vocational Teachers, Digital Multimedia: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications, IGI Global. Available at: https://doi.org/10.4018/978-1-5225-3822-6.ch010. (accessed 15.05.2024)

Azamatova, A., Bekeyeva, N., Zhaxylikova, K., Sarbassova, A., & Ilyassova, N. (2023), The effect of using artificial intelligence and digital learning tools based on project-based learning approach in foreign language teaching on students' success and motivation, International Journal of Education in Mathematics, Science, and Technology (IJEMST), 11(6), 1458-1475. Available at: https://doi.org/10.46328/ijemst.3712. (accessed 10.03.2024)

Vilkova К. А. Adaptivnoye obucheniye v vysshem obrazovanii: za i protiv [Adaptive learning in higher education: pros and cons] (Moscow, 2020).

Holmes, W., Bialik, M., & Fadel, C. (2019), Artificial Intelligence in Education: Promises and Implications for Teaching and Learning, The Center for Curriculum Redesign.

Huang, L. (2022), An Empirical Study of Integrating Information Technology in English Teaching in Artificial Intelligence Era, Scientific Programming. Available at: https://doi.org/10.1155/ 2022/6775097. (accessed 10.05.2024)

Received: 26.07.2024

Загрузки


Просмотров аннотации: 150 | Загрузок PDF: 36

Опубликован

27.09.2024

Как цитировать

Чичерина, Н., Жаркынбекова, Ш., Азаматова, А., & Ахметбекова, А. (2024). Оптимизация адаптивного обучения языку с использованием искусственного интелекта. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (3), 279–290. https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss3pp279-290

Выпуск

Раздел

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.