Формирование социокультурной компетенции при изучении русского языка: контент-анализ типовой программы
DOI:
https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss3pp205-215Аннотация
Язык – это важнейший транслятор культурной информации между поколениями. В нем хранятся результаты духовного, культурно-исторического и материального развития того или иного народа. Именно поэтому изучение языка, в особенности как неродного, второго, является эффективным ресурсом развития социокультурной компетенции учащихся. Социокультурные компетенции играют большую роль в личностном развитии и социальной адаптации учащихся. Количественный и качественный контент-анализ Типовой программы «Русский язык и литература» для учащихся 5 классов в школах с казахским языком обучения дает нам картину отражения в ней развития социокультурной компетенции и ее компонентов. Ориентированность обучения на социокультурную компетенцию выражается прежде всего в целях обучения и тематике уроков. Результаты исследования показали, что Типовая программа направлена на развитие лингвистических навыков учащихся 5 класса и на осмысление социокультурных аспектов языка. При этом авторы обращают внимание на необходимость усиления компонентов социокультурной компетенции в целях обучения программы. В целом данная статья подчеркивает важность интегрированного подхода к обучению русскому языку как второму, который не только развивает языковые навыки, но и способствует формированию социокультурной компетенции у учащихся, умению эффективно взаимодействовать в многонациональной среде.
Ключевые слова:
лингводидактика, социокультурная компетенция, контент-анализ, русский язык, типовая учебная программаБиблиографические ссылки
Humboldt, W. von. (1984), Izbrannyye trudy po yazykoznaniyu [Selected Works in Linguistics], Translated by Ramishvili, G.V., Progress, Moscow, Russia.
Toporov, V.N. (1987), “On one archaic Indo-European element in Old Russian spiritual culture – *SVĘT-”, Cultural languages and problems of translatability, pp. 184-252.
Akosheva, M.K. (2023), “Non-verbal means of communication – possible causes of inadequate interpretation of speech”, Language and Literature: Theory and Practice, no. 1, pp. 6-13, DOI: 10.52301/2957-5567-2023-1-6-13
Shanskii, N.M. (1972), Leksikologiya sovremennogo russkogo yazyka [Lexicology of the modern Russian language], Prosveshenie, Moscow, Russia.
Bogin, G.I. (1980), Sovremennaya lingvodidaktika [Modern Linguodidactics], Kalinin, Russia.
Berdenova, S.Zh. (2006), Formation of communicative competence of polylingual personality of students of 5th grade of Kazakhstan general education schools with Russian language of instruction, Abstract of Ph.D. dissertation, Almaty, Kazakhstan.
Kunanbaeva, S.S. (2014), Kompetentnostnoye modelirovaniye professional`nogo inoyazychnogo obrazovaniya [Competency Modeling of Professional Foreign Language Education], Almaty, Kazakhstan.
Nurzhanova, R.M. and Temirgazina, Z.K. (2023), “Model of Philologist Graduate: Competence-Based Approach”, Language and Literature: Theory and Practice, no. 2, pp. 62-72, DOI: 10.52301/2957-5567-2023-2-62-72.
Hymes, D.H. (1972), “On Communicative Competence” In: J.B. Pride and J. Holmes (eds) Sociolinguistics. Selected Readings, Harmondsworth: Penguin, London, UK.
Azimov, E.G. and Shchukin, A.N. (2009), Novyy slovar` metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New Dictionary of Methodological Terms and Concepts (Theory and Practice of Language Teaching)], IKAR, Moscow, Russia.
Kulibina, N.V. (1991), “Artistic Text in Russian Language Lessons: Goals and Methods of Use”, Russian Language Abroad, no. 2, pp. 34-38.
Yakovleva, T.V., Demicheva, V.V. and Yeremenko, O.I. (2007), Methodological Aspects of Sociocultural Competence Formation of Elementary School Students in Russian Language Lessons, Integration of Education, no. 2, pp. 130-136.
Shchukin, A.N. and Frolova, G.M. (2015), Metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego obrazovaniya [Methods of teaching foreign languages: textbook for students of higher education institutions.], Akademiya, Moscow, Russia.
Model Curriculum for the academic subject “Russian Language and Literature” for grades 5-9 of the level of basic secondary education (with non-Russian language of instruction) (2022), available at: https://www.gov.kz/uploads/2022/9/21/4c8b0c62d7c7cd8075e84d7116d6930c_original.377333.docx?ysclid=lq20x7jux447662281 (Accessed 12 December 2023).
Received: 12.06.2024
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.