ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУПРА- И ТОПОГРАФЕМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В КАЗАХСТАНСКИХ УЧЕБНИКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Авторы

  • Е.Н. Дерунова Павлодарский педагогический университет имени А. Маргулана, Павлодар, 140002, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0003-3566-1119
  • З.К. Темиргазина Павлодарский педагогический университет имени А. Маргулана, Павлодар, 140002, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0003-3399-7364

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss1pp247-260

Аннотация

Ввиду того, что современная культура характеризуется визуальностью, печатный текст немыслим сегодня без включения знаков из иных семиотических систем. Их функция состоит в организации, оформлении смысла и усилении воздействия на читателя. Школьные учебники не являются исключением. Их авторы все шире используют различные замещающие знаковые языки для структурирования информации и обеспечения успешного ее восприятия учеником-реципиентом. В статье рассматривается визуальное семиотическое пространство казахстанского учебника русского языка для 6 класса авторов Ж.Ж. Капеновой, М.В. Валовой и Н.В. Мирошниковой. Подобный анализ отечественных учебников не осуществлялся в казахстанской лингводидактике, несмотря на актуальность исследования роли поликодовых текстов в современной методике и лингвистике. Авторы статьи анализируют шрифтовое оформление учебника, расположение материала на странице, классифицируют используемые в учебнике иллюстративные материалы, а также оценивают соответствие визуальных знаковых систем учебника опыту ученика-реципиента. По результатам семиотического анализа сформулированы рекомендации по оптимизации визуальной стороны учебника.

Ключевые слова:

метаграфемика, супраграфемика, топографемика, дизайн учебников, поликодовый текст, семиотический анализ, визуальная семиотика

Биография автора

Е.Н. Дерунова, Павлодарский педагогический университет имени А. Маргулана, Павлодар, 140002, Республика Казахстан

Дерунова Е.Н. – магистр русского языка и литературы, Павлодарский педагогический университет им. А. Маргулана, Павлодар, 140002, Республика Казахстан. E-mail: derkoz.ekaterina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3566-1119.

Библиографические ссылки

Слямхан М.М., Кайынбаев Ж.Т. Уровень функциональной грамотности казахстанских школьников и пути ее совершенствования // Педагогические науки. – 2022. № 3 (66). – С. 259-273. doi: 10.48371/PEDS.2022.66.3.021

Сокольникова Н.М. Использование визуальных знаков и цветов в современных школьных учебниках // Педагогический журнал Башкортостана. – 2010. – №4. – С. 134–142.

Шубина Н.Л. Невербальная семиотика печатного текста как область лингвистического знания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – 2009. – №85. – С.184–192.

Штифанова Е.В., Киселева А.В. Мультимодальная грамотность: акмеологический аспект // акмеология профессионального образования: Мат-лы 16-й Междунар. науч.-практич. конф. Екатеринбург, Россия, 2020. – Екатеринбург, 2020. – С. 47–50.

Vasic B.K. Formation оf Language: Psychological аnd Pedagogical Aspects // Язык и литература: теория и практика. – 2023. – № 4. С. 63–78. DOI: 10.52301/2957-5567-2023-4-63-78

Капенова Ж.Ж., Валова М.В., Мирошникова Н.В. Русский язык. Учебник для 6 класса. Астана: Изд-во «Арман-ПВ», 2018.

Борисенко Н.А. Специфика коммуникативной функции бумажного и цифрового учебников // Общение в эпоху конвергенции технологий: Сб. научных трудов. – Т. 1. – 2022. – С.661–664.

Темиргазина З.К., Семащенко А.Н. Диагностика уровня понимания и интерпретации учащимися художественного текста // Язык и литература: теория и практика. – 2022. – №2. – С.70–84. DOI: 10.52301/2957-5567-2202-2-70-84

Андреева В.А. Особенности системы иллюстрирования в дизайн-концепции школьного учебника // Текст. Книга. Книгоиздание. – 2013. – №1 (3). – С. 75–82.

Зайцева А.А. Знаково-изобразительное пространство учебника по английскому языку: специфика и проблемы редактирования // Актуальные вопросы лингвистики и литературоведения: Сб. Мат-лов IV (XVIII) Междунар. конф. молодых ученых. Томск, Россия, 2017. – Томск, 2017. – Вып. 18, т. 2. – С. 158–161.

Shulekina J.A. Interpreting textbook as a Global Polycode Text in Primary Comprehensive school // Textbook: Focus on Students National Identity: Proceedings TSNI–2021. – Moscow, 2021. С. 834–846.

Нусупбекова А.С., Мусатаева М.Ш. Роль учебника в формировании духовно-нравственных ценностей школьников начальных классов // Вестник Кокшетауского университета. Серия филологическая. – 2018. – №2. – С. 348–353.

Sovič A., Hus V. Semiotic Analysis of the Textbooks for Young Learners // Creative Education. – 2016. – №7. – С. 639-645. DOI: 10.4236/ce.2016.74066

Tri Indah Rezeki, Rakhmat Wahyudin Sagala. Semiotics Analysis on Students’ English Textbook in Elementary School // Voices of English Education Society. – 2021. – Т. 5. – №2. – С.120–131. DOI: 10.29048/veles.v5i2.3855

Материал поступил в редакцию журнала 12.10.2023

Загрузки


Просмотров аннотации: 14 | Загрузок PDF: 10

Опубликован

28.03.2024

Как цитировать

Дерунова, Е., & Темиргазина, З. (2024). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУПРА- И ТОПОГРАФЕМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В КАЗАХСТАНСКИХ УЧЕБНИКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (1), 247–260. https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss1pp247-260

Выпуск

Раздел

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.