Влияние технологии CLIL на мотивацию и учебные достижения студентов колледжа при изучении биологии

Авторы

  • Н. Усенова Колледж-школа имени академика К.А. Сагинова, Караганда, Республика Казахстан
  • Т. Жайлыбаева Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Республика Казахстан
  • Н. Токтамыс Назарбаевская интеллектуальная школа, Туркестан, Республика Казахстан
  • Б. Аманбай Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Республика Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss3pp74-84

Аннотация

В условиях глобализации и стремительного развития многоязычной образовательной среды преподавание биологии в колледже сталкивается с важной задачей: не только передавать предметные знания, но и развивать у студентов критическое мышление, коммуникативные навыки и языковую компетенцию. В статье рассматривается применение технологии CLIL (Content and Language Integrated Learning) как инновационного подхода, сочетающего освоение биологического содержания с изучением английского языка. Проведённое среди студентов первого курса колледжа исследование показало впечатляющие результаты: в экспериментальной группе уровень вовлечённости в занятия, удовлетворённости форматом обучения и восприятия полезности материала вырос более чем на 20 процентных пунктов, тогда как в контрольной группе изменения были минимальными.

Особое внимание уделено тому, как интеграция англоязычных текстов, терминологических глоссариев, мультимедийных ресурсов и групповых обсуждений создала для студентов элемент новизны и вызова, превратив стандартные уроки биологии в увлекательные, интерактивные и практически значимые занятия. Мазмұнный анализ анкетных данных подтвердил, что студенты оценили CLIL не только как средство изучения языка, но и как эффективный инструмент для более глубокого понимания биологических процессов и профессионально значимых тем.

Статья будет интересна преподавателям колледжей, разработчикам учебных программ и исследователям образования, поскольку в ней раскрываются не только статистически значимые эффекты применения технологии CLIL, но и непосредственные впечатления студентов, подчёркивается роль мотивации и интереса в успешном обучении. Исследование служит практическим руководством и весомым аргументом в пользу внедрения интегрированных многоязычных методов, которые делают преподавание биологии более современным, привлекательным и соответствующим требованиям профессиональной подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова:

CLIL, биология, колледж, многоязычное образование, мотивация студентов, вовлечённость, инновационные методы

Библиографические ссылки

Nursezim, Salamat; Anarbekova, Gulshat. Исследование эффективного оценивания в программе преподавания биологии на английском языке // World Scientific Reports. – 2025. – № 9. – С. 243-248. – Режим доступа: https://ojs.scipub.de/index.php/WSR/article/view/5577.

Imanakhmetova Zh. A., Kabieva S. Zh., Shamkhieva A. A. Analysis of the results of a pedagogical experiment in teaching biology in English // Scientific Journal of Pavlodar Pedagogical University. – ISSN 1684-940X (Print), ISSN 2789-1534 (Online). – p. 35.

Berdiyeva S. Teaching young learners through the use of CLIL method // Modern Science and Research. – 2024. – Т. 3. – № 2. – С. 473-480.

Gerns P. Building scientific knowledge in English: Integrating content, cognition and communication in secondary school CLIL biology // Journal of Language and Education. – 2023. – Т. 9. – № 3 (35). – С. 52-78. DOI: https://doi.org/10.17323/jle.2023.17569

Tagnin L., Ní Ríordáin M. Building science through questions in Content and Language Integrated Learning (CLIL) classrooms // International Journal of STEM Education. – 2021. – Т. 8. – № 1. – С. 34. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594-021-00293-0

Wahab A. D. A. и др. The effectiveness of English teaching materials based on content and language-integrated learning (CLIL) to increase the technological pedagogical content knowledge (TPACK) of prospective biology teachers // Jurnal Pijar Mipa. – 2023. – Т. 18. – № 1. – С. 20–24. DOI: https://doi.org/10.29303/jpm.v18i1.4573

Ahmadjonovna R. S. и др. The Teacher's Role in the Effective Organization of the Lesson Process in Foreign Language // Annals of the Romanian Society for Cell Biology. – 2021. – Т. 25. – № 2. – С. 3072–3078.

Zakharevych M. CLIL methodology in the context of an integrated approach to foreign language learning // Молодь і ринок. – 2025. – № 4 (236). – С. 159–175. DOI: https://doi.org/10.24919/2308-4634.2025.324133

Widodo E. и др. Students’ Attitudes and Learning Preferences: A Need Analysis for CLIL Materials in EFL Primary Schools // Voices of English Language Education Society. – 2025. – Т. 9. – № 1. – С. 136–150. DOI: https://doi.org/10.29408/veles.v9i1.29291

Miers M. E., Rickaby C. E., Pollard K. C. Career choices in health care: Is nursing a special case? A content analysis of survey data // International Journal of Nursing Studies. – 2007. – Т. 44. – № 7. – С. 1196–1209. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2006.04.010

Загрузки


Просмотров аннотации: 29 | Загрузок PDF: 11

Опубликован

30.09.2025

Как цитировать

Усенова, Н., Жайлыбаева, Т., Токтамыс, Н., & Аманбай, Б. (2025). Влияние технологии CLIL на мотивацию и учебные достижения студентов колледжа при изучении биологии. Вестник Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова. Серия Педагогические науки, (3), 74–84. https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss3pp74-84

Выпуск

Раздел

Естественно-математическое образование и технология преподавания