ЦИФРОВАЯ ИНКЛЮЗИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДОВОГО РАЗРЫВА: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ООП

Авторы

  • Д. Лепешев Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, г. Кокшетау, 020000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-9256-1571
  • Е. Шумилова ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»г. Краснодар, 350040, Российская Федерация https://orcid.org/0000-0001-8322-8884
  • Д. Доскенова Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, г. Кокшетау, 020000, Республика Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss3pp96-106

Аннотация

В статье рассматривается потенциал цифровой трансформации как инструмента повышения доступности профессионального образования и трудоустройства подростков с особыми образовательными потребностями (ООП) в Казахстане. Анализируются основные барьеры, препятствующие инклюзии в рынок труда, и обосновывается необходимость интеграции цифровых решений: онлайн-обучения, адаптивных платформ, цифровых портфолио и дистанционного сопровождения. Цифровизация представляется как альтернатива традиционным формам социализации и профессиональной адаптации, особенно в условиях ограниченной мобильности и социального отчуждения. Предлагаются практические направления развития цифровой инклюзии на основе казахстанского и международного опыта.

Ключевые слова:

цифровая инклюзия, профессиональное образование, подростки с ООП, трудоустройство, цифровая адаптация

Библиографические ссылки

Zholtayeva Gulnar & Stambekova Assel & Alipbayeva Anara & Yerzhanova Gulnur. (2013). INCLUSIVE EDUCATION IN KAZAKHSTAN: SELECTED ISSUES. CBU International Conference Proceedings. 1. 196-204. 10.12955/cbup.2013.34. DOI: https://doi.org/10.12955/cbup.v1.34

Rosa Bellacicco et Marisa Pavone, « After higher education », Alter [En ligne], 14-3 | 2020, mis en ligne le 15 novembre 2024, consulté le 15 juillet 2025. URL : http://journals.openedition.org/alterjdr/4502 ; DOI : https://doi.org/10.1016/j.alter.2020.03.002 DOI: https://doi.org/10.1016/j.alter.2020.03.002

Vincent, Jonathan. (2020). Employability for UK University Students and Graduates on the Autism Spectrum: Mobilities and Materialities. Scandinavian Journal of Disability Research, 22(1), pp. 12–24. DOI: https://doi.org/10.16993/sjdr.656 DOI: https://doi.org/10.16993/sjdr.656

Sallin A. (2022). Estimating returns to special education: Combining machine learning and text analysis to address confounding. University of St. Gallen. Retrieved from https://arxiv.org/abs/2110.08807

Katharina Vornholt, Patrizia Villotti, Beate Muschalla, Jana Bauer, Adrienne Colella, Fred Zijlstra, Gemma Van Ruitenbeek, Sjir Uitdewilligen & Marc Corbière (2018) Disability and employment – overview and highlights, European Journal of Work and Organizational Psychology, 27:1, 40-55, DOI: 10.1080/1359432X.2017.138753 DOI: https://doi.org/10.1080/1359432X.2017.1387536

Таспенова Г.А, Саткалиева Т.С Проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в Казахстане // НАУ. 2016. №5-2 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-trudoustroystva-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-kazahstane (дата обращения: 15.07.2025).

Загрузки


Просмотров аннотации: 14 | Загрузок PDF: 5

Опубликован

30.09.2025

Как цитировать

Лепешев, Д., Шумилова, Е., & Доскенова, Д. (2025). ЦИФРОВАЯ ИНКЛЮЗИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДОВОГО РАЗРЫВА: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ООП. Вестник Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова. Серия Педагогические науки, (3), 96–106. https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss3pp96-106

Выпуск

Раздел

Киберпедагогика и психология