Применение методов искусственного интеллекта в управлении образовательной деятельностью

Авторы

  • Н. Шевелева Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Петропавловск, 150000, Республика Казахстан
  • В. Степаненко Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Петропавловск, 150000, Республика Казахстан https://orcid.org/0009-0006-6143-8286
  • С. Аубакирова Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Петропавловск, 150000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-9826-7250
  • Г. Саткенова Назарбаев Интеллектуальная школа, г. Петропавловск. https://orcid.org/0009-0002-5219-1040

DOI:

https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss3pp3-14

Аннотация

В условиях стремительного развития цифровых технологий искусственный интеллект (ИИ) становится неотъемлемой частью образовательного процесса, способствуя его персонализации, адаптивности и эффективности. В данной статье рассматривается роль ИИ в современной системе образования с акцентом на его применение в преподавании английского языка как иностранного. Основная цель исследования — выявить возможности и ограничения использования ИИ-инструментов для обучения лексике и развитию навыков письменной речи, а также предложить практические решения для их интеграции. В работе анализируются ключевые направления — автоматизация оценки письменных работ, создание интеллектуальных словарей и генераторов заданий, а также системы обратной связи, что позволяет определить основные вызовы и перспективы внедрения ИИ в эти области. Научная и практическая значимость работы заключается в разработке концепции авторской цифровой платформы, направленной на развитие письменной речи с использованием ИИ-технологий, а также в апробации ее эффективности для повышения мотивации и успеваемости студентов. Методология исследования включает анализ существующих решений, экспериментальную апробацию платформы и сбор обратной связи от пользователей. Основные результаты показывают положительное влияние внедрения ИИ-инструментов на качество обучения, мотивацию студентов и их академические достижения. В работе сделаны выводы о необходимости дальнейших исследований по интеграции ИИ в языковое образование и сформулированы рекомендации для преподавателей и разработчиков цифровых решений. Внесенный вклад заключается в расширении теоретических представлений о применении ИИ в обучении английскому языку как иностранному и создании практических моделей для повышения эффективности учебного процесса. Практическое значение работы проявляется в предложенных инструментах и подходах, способствующих модернизации языкового образования с использованием современных технологий.

Ключевые слова:

технологии, цифровой, искусственный интеллект, обучение, эффективность, инструмент, подход, навыки

Биография автора

Н. Шевелева, Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Петропавловск, 150000, Республика Казахстан

Шевелева Н.П.– cтарший преподаватель, магистр педагогических наук, Северо-Казахстанский университет им. М.Козыбаева, г. Петропавловск

Библиографические ссылки

Chapelle, C. A. (2001). Computer applications in second language acquisition. Cambridge University Press.

Selwyn, N. (2019). Should robots replace teachers? Polity Press

Dede, C. (2014). The role of digital technologies in deeper learning. International Society for Research in Education and Development (ISRED).

Bruno, J. (2020). Iskusstvennyi intellekt v obrazovanii: ot mashinnogo obucheniya do adaptivnogo obucheniya (Artificial intelligence in education: from machine learning to adaptive learning.Moscow: Science.

OpenAI. (n.d.). ChatGPT: Optimizing language models for dialogue. Retrieved from https://openai.com

Duolingo. (n.d.). How Duolingo uses AI to personalize language learning. Retrieved from https://blog.duolingo.com

Replika. (n.d.). An AI companion who cares. Retrieved from https://replika.com

DeepL. (n.d.). DeepL Translator – AI-based translation technology. Retrieved from https://www.deepl.com

Hockly, N. (2023). Artificial intelligence in English language teaching: The good, the bad, and the ugly. RELC Journal, 54(2),pp. 445-451.

Elevating Kazakhstan’s AI capabilities: ISSAI’s transformation and ambitious Kazakh large language model project. (2024, May 31). International School of Artificial Intelligence (ISSAI). Retrieved from https://issai.nu.edu.kz/2024/05/31/elevating-kazakhstans-ai-capabilities-issais-transformation-and-ambitious-kazakh-large-language-model-project/ (accessed April 16, 2025)

Nation, P. (2001). Learning vocabulary in another language. Cambridge University Press.

Folse, K. S. (2008). Vocabulary myths: Applying second language research to classroom teaching. University of Michigan Press.

Загрузки


Просмотров аннотации: 0 | Загрузок PDF: 0

Опубликован

30.09.2025

Как цитировать

Шевелева, Н., Степаненко, В., Аубакирова, С., & Саткенова, Г. (2025). Применение методов искусственного интеллекта в управлении образовательной деятельностью. Вестник Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова. Серия Педагогические науки, (3), 3–14. https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss3pp3-14

Выпуск

Раздел

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ