Значение естественно-научной грамотности в обучении биологии и основные проблемы её формирования
DOI:
https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss2pp61-72Аннотация
В данной статье Н.П. Ахметова и О.Т. Сокова рассматривают важность формирования научно-естественной грамотности (НЕГ) в современной системе образования, особенно при обучении биологии. НЕГ — это способность учащихся научно понимать природные явления и применять эти знания в повседневной жизни. Авторы отмечают, что предмет биологии является важным инструментом развития данной грамотности.
Суть научно-естественной грамотности заключается в развитии у школьников критического мышления, способности использовать научные доказательства и решать практические задачи. Роль предмета биологии заключается в том, что через биологические знания учащиеся понимают процессы, связанные с живыми организмами, осваивают такие ценности, как охрана природы, забота о здоровье, экологическое мышление.
Проблемы формирования НЕГ включают: недостаточный уровень подготовки учителей; слабое включение практических и лабораторных работ в процесс обучения; недостаточное использование современных методов обучения (например, проектных и исследовательских методов); несоответствие содержания учебной программы и системы оценивания требованиям НЕГ.
Развитие научно-естественной грамотности — одна из главных задач современного образования. В этом направлении необходимо повышать уровень профессионального развития учителей, совершенствовать методы преподавания и обновлять учебные программы.
Ключевые слова:
преподавание биологии, критическое мышление, учебный процесс, ценностно-ориентированное образование, навыки XXI века, учебная мотивация, инновации в образованииБиблиографические ссылки
И. Алтынсарин. Жаратылыстану-ғылыми циклі пәндері бойынша жоғары мектеп оқушыларының функционалдық сауаттылығын қалыптастыру ерекшеліктері. Әдістемелік құрал. - Астана: Ұлттық білім академиясы, 2013- 48б. 2. Оқушылардың жаратылыстану-ғылыми сауаттылығын қалыптастыру бойынша әдістемелік нұсқаулар. Нұр-Сұлтан: «Назарбаев Зияткерлік мектептері» ДББҰ, «Білім беру бағдарламалары орталығы» филиалы, 2020. – 56 б. 3. ЭЫДҰ. PISA – 2021: Білім беру жүйелерін бағалау, 2019- 50б.
Разумовский В.Г. Проблемы формирования естественнонаучной грамотности учащихся основной школы //Проблемы современной психологии и педагогики, 2020- 13с.
Болдырев А. М. Научная грамотность и контекстуальные задачи в образовательном процессе. Москва: Наука, 2015- 40с.
Кислицына Г.А. Использование контекстных задач на уроках биологии как один из способов формирования естественнонаучной грамотности обучающихся (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
Назарбаев З. Н. «Қазақстан – 2050» стратегиясы – қалыптасқан мемлекеттің жаңа саяси бағыты // Егемен Қазақстан, 2012.
Назарбаев З. Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру. Алматы: Білім, 2016- 5б.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Вестник Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова. Серия Педагогические науки

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.