Значение естественно-научной грамотности в обучении биологии и основные проблемы её формирования

Авторы

  • Н. Ахметова Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, г. Кокшетау, 020000, Республика Казахстан
  • О. Сокова Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss2pp61-72

Аннотация

В данной статье Н.П. Ахметова и О.Т. Сокова рассматривают важность формирования научно-естественной грамотности (НЕГ) в современной системе образования, особенно при обучении биологии. НЕГ — это способность учащихся научно понимать природные явления и применять эти знания в повседневной жизни. Авторы отмечают, что предмет биологии является важным инструментом развития данной грамотности.

Суть научно-естественной грамотности заключается в развитии у школьников критического мышления, способности использовать научные доказательства и решать практические задачи. Роль предмета биологии заключается в том, что через биологические знания учащиеся понимают процессы, связанные с живыми организмами, осваивают такие ценности, как охрана природы, забота о здоровье, экологическое мышление.

Проблемы формирования НЕГ включают: недостаточный уровень подготовки учителей; слабое включение практических и лабораторных работ в процесс обучения; недостаточное использование современных методов обучения (например, проектных и исследовательских методов); несоответствие содержания учебной программы и системы оценивания требованиям НЕГ.

Развитие научно-естественной грамотности — одна из главных задач современного образования. В этом направлении необходимо повышать уровень профессионального развития учителей, совершенствовать методы преподавания и обновлять учебные программы.

Ключевые слова:

преподавание биологии, критическое мышление, учебный процесс, ценностно-ориентированное образование, навыки XXI века, учебная мотивация, инновации в образовании

Биография автора

Н. Ахметова, Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, г. Кокшетау, 020000, Республика Казахстан

Н. П. Ахметова - PhD доктор (биология мамандығы бойынша), Ш.Уәлиханов атындағы Көкшетау университеті, «Биология және ОӘ» кафедрасының сеньор лекторы, Көкшетау қ. 020000, Қазақстан республикасы, e-mail:erasyl2030@mail.ru

Библиографические ссылки

И. Алтынсарин. Жаратылыстану-ғылыми циклі пәндері бойынша жоғары мектеп оқушыларының функционалдық сауаттылығын қалыптастыру ерекшеліктері. Әдістемелік құрал. - Астана: Ұлттық білім академиясы, 2013- 48б. 2. Оқушылардың жаратылыстану-ғылыми сауаттылығын қалыптастыру бойынша әдістемелік нұсқаулар. Нұр-Сұлтан: «Назарбаев Зияткерлік мектептері» ДББҰ, «Білім беру бағдарламалары орталығы» филиалы, 2020. – 56 б. 3. ЭЫДҰ. PISA – 2021: Білім беру жүйелерін бағалау, 2019- 50б.

Разумовский В.Г. Проблемы формирования естественнонаучной грамотности учащихся основной школы //Проблемы современной психологии и педагогики, 2020- 13с.

Болдырев А. М. Научная грамотность и контекстуальные задачи в образовательном процессе. Москва: Наука, 2015- 40с.

Кислицына Г.А. Использование контекстных задач на уроках биологии как один из способов формирования естественнонаучной грамотности обучающихся (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

Назарбаев З. Н. «Қазақстан – 2050» стратегиясы – қалыптасқан мемлекеттің жаңа саяси бағыты // Егемен Қазақстан, 2012.

Назарбаев З. Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру. Алматы: Білім, 2016- 5б.

Загрузки


Просмотров аннотации: 8 | Загрузок PDF: 5

Опубликован

30.06.2025

Как цитировать

Ахметова, Н., & Сокова, О. (2025). Значение естественно-научной грамотности в обучении биологии и основные проблемы её формирования. Вестник Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова. Серия Педагогические науки, (2), 61–72. https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss2pp61-72

Выпуск

Раздел

Естественно-математическое образование и технология преподавания