Изучение английского языка через теневое образование: взгляд студента
DOI:
https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss2pp27-38Аннотация
Данное исследование посвящено изучению восприятия и личного опыта учащихся 11-х классов, проходящих обучение английскому языку в условиях теневого образования в городе Кызылорда, Казахстан. В условиях роста значимости английского языка в академической и профессиональной сферах всё больше школьников прибегают к частным репетиторским услугам в качестве дополнения к школьному обучению. Исследование основано на качественном подходе и теоретической модели мотивационного «Я» второго языка (L2 Motivational Self System) Золтана Дёрньеи. Данные были собраны методом полуструктурированных интервью с 35 учащимися, обучающимися в частном образовательном центре. Тематический анализ показал, что большинство учеников движимы внешней мотивацией — такими факторами, как подготовка к экзамену IELTS и поступление в университет. Участники отметили высокую эффективность индивидуального подхода, гибкого темпа обучения и активного развития разговорных навыков, которые они не получают в школьной среде. Теневое образование способствует росту уверенности в использовании языка, особенно в устной речи и грамматике. Вместе с тем были выявлены такие трудности, как эмоциональное перенапряжение, финансовая нагрузка и растущая зависимость от репетиторов. Полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на положительное влияние, теневое обучение также указывает на системные проблемы государственного образования и вызывает обеспокоенность вопросами справедливости и автономии учащихся. В заключение подчеркивается необходимость реформ, направленных на повышение качества школьного преподавания, расширение доступа к языковым программам и формирование у обучающихся навыков самостоятельного обучения.
Ключевые слова:
Теневое образование, частное репетиторство, изучение английского языка, мотивация учащихся, подготовка к IELTS, мотивационная система «Я» второго языка, Казахстан, коммуникативная компетенция, неравенство в образовании, автономия учащегося, школа и частное обучение, качественное исследование, академическая нагрузка, индивидуализированное обучение, образовательная реформаБиблиографические ссылки
Aytkulov, A. A. (2021). Private tutoring in Kazakhstan: Trends and educational implications. Astana Journal of Education and Policy, 13(2), 45–52.
Ospanova, G. B. (2020). Learner perceptions of English private tutoring in Kazakhstan. Education and Language Studies, 6(1), 88–97.
Kaliyeva, A. Zh. (2019). Communicative strategies in English tutoring: A Kazakhstani perspective. Language and Pedagogy Journal, 4(3), 22–29.
Isatayev, T. K. (2022). Comparing English learning outcomes in public schools and private tutoring: A case study in Kyzylorda. Kazakhstan Journal of Applied Linguistics, 5(2), 77–85.
Zhanabayeva, D. N. (2023). Psychological effects of private English education on high school learners. Contemporary Education in Kazakhstan, 8(1), 34–42.
Авдеева, В. С. (2020). Персонализация в условиях теневого образования: педагогический анализ. Российский журнал образования и психологии, 17(4), 121–130.
Малышева, С. А. (2019). Использование цифровых инструментов в частном обучении английскому языку. Современные образовательные технологии, 5(2), 50–59.
Рождественская, И. В. (2021). Мотивация и академическая саморегуляция в условиях частного репетиторства. Языковое образование сегодня, 9(3), 65–73.
Шевченко, А. П. (2017). Эмоциональный комфорт и вера в успех в условиях частного обучения иностранным языкам. Психология и педагогика, 3(1), 40–48.
Соловьёва, Н. А. (2022). Теневое образование как инструмент преодоления региональных различий в изучении английского языка. Вестник регионального образования, 12(4), 17–25.
Bray, M. (2009). Confronting the shadow education system: What government policies for what private tutoring? UNESCO International Institute for Educational Planning.
Zhang, W. (2013). The demand for shadow education in China: Main characteristics and gender differences. Chinese Education & Society, 46(6), 23–37. https://doi.org/10.2753/CED1061-1932460602
Mitra, S. (2005). Self-organising systems for mass computer literacy: Findings from the “Hole in the Wall” experiments. International Journal of Development Issues, 4(1), 71–81.
Lee, K.-S. (2012). Psychological impacts of private tutoring on Korean high school students. Korean Journal of Educational Psychology, 26(3), 405–421.
Hamid, M. O., & Jahan, I. (2016). Language, identity, and shadow education: The case of English in Bangladesh. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 19(1), 53–68.
Hattie, J. (2009). Visible learning: A synthesis of over 800 meta-analyses relating to achievement. Routledge.
Dörnyei, Z. (2009). The L2 Motivational Self System. In Dörnyei, Z., & Ushioda, E. (Eds.), Motivation, language identity and the L2 self (pp. 9–42). Multilingual Matters.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Вестник Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова. Серия Педагогические науки

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.