Ретроинновационные методы развития лингвистического интеллекта

Авторы

  • А.А. Алтай Жетысуский университет имени И.Жансугурова, Талдыкорган, 040000, Республика Казахстан https://orcid.org/0009-0007-3908-065X
  • А. М. Абызова Жетысуский университет имени И.Жансугурова, Талдыкорган, 040000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0003-4213-6806

DOI:

https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss1pp3-11

Аннотация

В статье рассмотрены особенности понятия «лингвистический интеллект» и принципы его развития. Термин становится актуальным в условиях современной науки в связи с влиянием экстралингвистических факторов. Одной из главных задач является определение путей и методик развития данного явления. Определение методик совершенствования лингвистического интеллекта студентов высших учебных заведений способствует подготовке специалистов с высокими интеллектуальными способностями. Также достижение этой цели помогает по-новому дифференцировать функции и роль языка в развитии личности и общества. На основе научных результатов определяются новые механизмы повышения интеллектуальных способностей обучающихся. Однако до настоящего времени со стороны отечественной науки шаги связанные с развитием лингвистического интеллекта не получили полной оценки. Поэтому важно установить методы развития, основанные на национальных особенностях пользователей языка.

Ключевые слова:

лингвистический интеллект, ретроинновация, методика развития, национальная специфика, педагогико-психологические принципы

Биография автора

А.А. Алтай, Жетысуский университет имени И.Жансугурова, Талдыкорган, 040000, Республика Казахстан

Докторант, І. Жансүгіров атындағы Жетісу университеті, 040000, Қазақстан Республикасы. https://orcid.org/0009-0007-3908-065X. E-mail: altai.aidyn@bk.ru

Библиографические ссылки

Fernando. F., Zablotskaya. K., Minker. W. Text categorization methods for automatic estimation of verbal intelligence // Expert Systems with Applications. – 2012. – №39(10). – P. 9807-9820.

Гарнер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. – Москва: Вильяме, 2007. – 801 с.

Оразбаева Ф. Тіл әлемі. Мақалалар, зерттеулер. – Алматы: Ан-арыс, 2009. – 368 б.

Аймауытов Ж. Психология. – Алматы: Рауан, 1995. – 312 б.

Matthew. D., Hyun-Bin Hwang. Issues with pedagogical implications in applied linguistics research: A mixed-methods systematic evaluation // Research Methods in Applied Linguistics. – 2024. - №3(1).

Rahimi. A., Qannadzadeh. J. Quantitative usage of logical connectors in Iranians’ EFL Essay writing and logical and linguistic intelligences // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2010. №5. P. 2012-2019.

Luwel. K., Foustana. A., Papadatos. Y., Verschaffel. L. The role of intelligence and feedback in children’s strategy competence // Journal of Experimental Child Psychology. -2011. №108(1).

Francis, R., Hawes, D.J., Abbott, M.J., Costa, D.S.J. Cognitive mechanisms for worry in early adolescence: Re-examining the role of high verbal intelligence // Personality and Individual Differences. – 2018. №120(1). P. 179-184.

Жұмабаев. М. Педагогика. – Алматы: Самға, 2024. – 140 б.

Байтұрсынов. А. Тіл–құрал.– Астана: Алашорда, 2022. – 384 б.

Загрузки


Просмотров аннотации: 9 | Загрузок PDF: 6

Опубликован

30.03.2025

Как цитировать

Алтай, А., & Абызова, А. М. (2025). Ретроинновационные методы развития лингвистического интеллекта . Вестник Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова. Серия Педагогические науки, (1), 3–11. https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss1pp3-11

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы образования