ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • Ж. Асылбаева Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, 050010, Республика Казахстан https://orcid.org/0009-0009-4380-7879
  • С. Нуржанова Казахский национальный педагогический университет имени Абая, город Алматы, 050000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-6856-211X

DOI:

https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss1pp60-71

Аннотация

Процесс преподавания и подход к педагогической деятельности в целом изменился из-за цифрового перехода в системе образования. Для достижения успеха в наши дни учителя начальных классов, в своей профессиональной карьере, должны приспосабливаться к этим изменениям, развивать соответствующие навыки и компетенции. Принимая во внимание разнообразные тонкости и требования, предъявляемые к современным педагогам, цель педагогических учебных заведений подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных преподавателей, с необходимыми личностными и профессиональными умениями. Следовательно, остро стоит вопрос о подготовке специалистов в области начального образования. В этой статье мы обсудили способы и условия, нужные для формирования профессиональных навыков у будущих учителей начальных классов в постоянно меняющейся системе образования. При анализе научной литературы мы обрели более обширное понимание ключевых умений, необходимых для современных педагогов. Наряду с компетенциями, непосредственно связанных с преподаванием и воспитанием, также учитываются навыки, которые были введены в связи с интеграцией цифровых технологий в учебный процесс. К этим навыкам относят владение технологиями и цифровую грамотность, а также развитие критического мышления и информационной грамотности. В данной работе авторами представлена модель современного профессионального мастерства учителей начальных классов, которая учитывает различные аспекты их педагогической деятельности. Мы провели опрос, оцениваемый по 5-балльной шкале чтобы получить актуальную информацию о профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы. По результатам исследования мы можем заключить, что необходимы качественная педагогическая стажировка и курсы, направленные на развитие гибких навыков и профессиональных компетенций. В ходе проведения работы, общая оценка собственных навыков обучающихся, особенно в области цифровых технологий, чаще всего была положительной. Следует отметить, что значительная часть из них выразила сомнения в определенных аспектах своей профессиональной компетентности.

Ключевые слова:

учителя начальных классов, цифровые технологии, профессиональные навыки, профессиональная компетентность, педагогическая деятельность, цифровая грамотность, владение технологиями, критическое мышление, оценивание, будущие педагоги

Биография автора

Ж. Асылбаева, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, 050010, Республика Казахстан

Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, 050010, Республика Казахстан, https://orcid.org/0009-0009-4380-7879, Е-mail: a_jeniskul@mail.ru

Библиографические ссылки

Курлыгина О.Е. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14269

Степанова Н.П. Профессионально-этическая модель личности современного педагога. – 2012. URL-адрес: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2879

Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Педагогическое общество России, - 2012. - 268 с.

Щербаков А.И., Мудрик А.В. Психология учителя // Возрастная педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1991. 498 с.

Шустова, М. В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов / М. В. Шустова. – 2010. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalnoi-kompetentnosti-budushchego-uchitelya-nachalnoi-shkoly

Иващенко Е. В., Стручаева Т. М. Модель подготовки будущего учителя начальных классов к оценке учебных достижений школьников. // Вестник ТГПУ. - 2011. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-podgotovki-buduschego-uchitelya-nachalnyh-klassov-k-otsenke-uchebnyh-dostizheniy-shkolnikov

Очиров Г. Д. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов средствами педагогической практики. // ISOM. - 2016. - №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-buduschih-uchiteley-nachalnyh-klassov-sredstvami-pedagogicheskoy-praktiki

Колпакова, Н. В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов средствами развивающих технологий / Н.В. Колпакова. – 2006. URL-адрес: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalnoi-kompetentnosti-budushchego-uchitelya-nachalnykh-klassov-sredstv

Развитие профессиональных компетенций учителей в современном образовании. // Образовательная программа курсов повышения квалификации учителей (на русском языке). Караганда. - 2020. - URL: https://ippk.kz/file/plan/228.doc

Жумаш З., Нургалиева С., Жумабаева А., Лебедева Л. А., Садуакас Г., Жораева С. Б. Профессиональная педагогическая компетентность учителей начальных классов: структура, критерии и уровни. // Всемирный журнал по образовательным технологиям: Актуальные вопросы.13(2), 261-271. – 2021. https://doi.org/10.18844/wjet.v13i2.5699

Загрузки


Просмотров аннотации: 12 | Загрузок PDF: 6

Опубликован

30.03.2025

Как цитировать

Асылбаева, Ж., & Нуржанова, С. (2025). ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова. Серия Педагогические науки, (1), 60–71. https://doi.org/10.59102/pedagogical/2025/iss1pp60-71

Выпуск

Раздел

Киберпедагогика и психология