БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ КАК МАРКЕР ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss1pp209-221Аннотация
В данной статье проводится исследование концепта бинарных оппозиций, являющегося основополагающим элементом структурной лингвистики и семиотики, предложенного Фердинандом де Соссюром и получившего дальнейшее развитие в работах Клода Леви-Стросса и Жака Деррида. Бинарные оппозиции, представляющие собой противопоставление парных категорий или понятий, лежат в основе организации значений в языке и культуре. В настоящем исследовании акцентируется внимание на значимости бинарных оппозиций в анализе культурных текстов и дискурсов с целью выявления скрытых иерархий и механизмов формирования смыслов.
Авторы статьи демонстрируют, что бинарные оппозиции не только отражают фундаментальные культурные и мифологические структуры, но также играют ключевую роль в формировании художественного сознания казахского народа. Новизна данного исследования заключается в установлении корреляции между бинарными оппозициями и типом художественного сознания, что ранее не получало должного внимания в отечественной литературоведческой парадигме.
Методологическая основа исследования включает сравнительно-типологический, феноменологический и структурно-семиотический методы. Сравнительно-типологический метод позволяет сопоставить различные культурные контексты и эпохи, выявляя типологические закономерности. Структурно-семиотический метод обеспечивает анализ внутренней структуры текстов и символических систем, используемых для репрезентации бинарных оппозиций.
Исследование выявляет, что бинарные оппозиции играют центральную роль в мифологических системах различных культур, включая тюркские и западные мифы, служа инструментом для выражения основных мировоззренческих концепций. Авторы подчеркивают преемственность между мифологическим и художественным сознанием, акцентируя внимание на влиянии мифологических архетипов на художественное творчество.
В статье предложена типология художественного сознания, включающая архаическое, традиционалистское, идеологическое и современное сознание. Авторы утверждают, что бинарные оппозиции способствуют конституированию художественного сознания, отражая и трансформируя культурные и исторические процессы. Особое внимание уделено роли Абая Кунанбаева в смене парадигм типов художественного сознания.
Выводы исследования представляют интерес для дальнейших литературоведческих исследований, способствуя более глубокому пониманию культурных и исторических процессов, формирующих художественное сознание, и предлагая новые методологические подходы в изучении казахской литературы.
Ключевые слова:
бинарные оппозиции, казахская литература, художественное сознание, эпистемология, деконструкция, литературные периодыБиблиографические ссылки
Blangsinga G.W., et al. Patriarchal binary oppositions in narrative texts included in English textbook for senior high school in Indonesia // 2nd International Conference on Technology and Educational Science (ICTES 2020). – Atlantis Press, 2021. – С. 53-57. doi: 10.2991/assehr.k.201019.010. https://www.atlantis-press.com/proceedings/ictes-20/125945137
Nanda H. A Critical Survey Of Binary Opposition Through The Lens Of Gender // Noesis. – 2021. – №7. – С. 46-53. https://www.lsr.edu.in/journal/noesis-7/
Salhi L. (ed.). Postmodern and Postcolonial Intersections. – Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2020. – 312 p. https://www.cambridgescholars.com/product/978-1-5275-5103-2
Awajan N., Nofal M. A Corpus-Assisted Analysis: The East/West Binary Oppositions in Isabella Hammad's The Parisian // Journal of Educational and Social Research. – 2023. – Т. 13. – №4. – С. 153-165. doi: 10.36941/jesr-2023-0047. https://www.richtmann.org/journal/index.php/jesr/article/view/13055
Fadillah R. Deviances and binary opposition in Arthur Miller's The Crucible (Doctoral dissertation) // UIN Sunan Gunung Djati Bandung. – 2023. – 173 p. https://digilib.uinsgd.ac.id/65765/
Auliana A. Binary opposition of characters in Casey Watson's A Boy Without Hope (Doctoral dissertation) // Universitas Islam Negeri Maulana Malik Ibrahim. – 2021. – 148 p. http://repository.uin-malang.ac.id/10372/
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. ‒ М.: Эксмо, 2017. ‒ 640 с. ‒ (Библиотека всемирной литературы).
Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Избранное. На пути к исторической поэтике. ‒ М.: Университетская книга, 2011. ‒ 684 с.
Тюпа В.И. Литература и ментальность: монография. ‒ 2-е изд., испр. и доп. ‒ Москва: Издательство Юрайт, 2023. ‒ 231 с.
Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: Сб. статей. ‒ М.: Наука, 2023. ‒ 384 с.
Әлжан Қ., Нусипова Г. Мифопоэтические основы мировоззренческой рефлексии отношения «человек - мир» в традиционной казахской культуре (этико-онтологический аспект) // Қазақ әдебиеті. – 2023. – №1(132). – С. 55-67.
Амантай Д. Казахская литература: классика, модерн и постмодерн. – Алматы: Өнер, 2020. – 320 с.
Ahmetova G.M. Arslan Koichievtіn «Baqsy men Shyngys han» romanyndagy postkolonialdy sana jane folklorizmder qoldanysy [Post-Colonial Consciousness and the use of folklorisms in the Novel “Baksy and Genghis Khan” by Arslan Koychiev] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2024. – №2 (132). – С. 115-129. doi: 10.47526/2024-2/2664-0686.48
Yermekbayeva A.Sh. To the Problem of Women Inequality in the Kazakh Literature // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. – №3 (129). – С. 74-84. doi: 10.47526/2023-3/2664-0686.05
Khussainova А., Tulebayeva К., Kadyrova B. Conceptual features of the images of «women» in turkic mythology. Bulletin of Toraighyrov University. Philology series.2022.282-294p. https://www.researchgate.net/publication/366940331_conceptual_features_ of_the_images_of_women_in_turkic_mythology.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.