Развитие языка прозы в начале ХХ века

Авторы

  • К.А. Ашинова Казахский национальный женский педагогический университет, Алматы, 050000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0001-6938-2092
  • А.С. Сейдікенова Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы, 050000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-6122-808X
  • М.Х. Танкибаева Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Алматы, 050000, Республика Казахстан https://orcid.org/0009-0009-3769-1670
  • М.Қ. Мурзағалиева Казахский национальный университет имени аль-Фараби, г.Алматы, 050040, Республика Казахстан https://orcid.org/0009-0004-3595-6229

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss2pp113-122

Аннотация

Цель данного исследования – определить, как возник прозаический язык в начале XX века и какие особенности его эволюции происходили. 1920-30 годы быстро развивались такие жанры прозы как рассказы и романы. Эти произведения включали в себя много фольклора и охватывали широкий круг тем. Формирование и эволюция языка прозы тесно связаны с другими аспектами повествования. Поскольку анализ степени развития таких элементов художественной литературы, как язык персонажей, автора, портрета, пейзажа, описательных элементов, имеет целью выявить формирование прозаического языка в целом, мы сосредоточимся на особенностях их развития и факторах, указывающих на формирование языка.        

Результаты исследования показали, что прозаическая литература того времени придавала местным словам новые значения и выступала основным источником их роста. На грамматику и художественный язык большое влияние оказал язык прозаических произведений, встречающихся в учебниках, газетах, журналах и различных народных литературных произведениях. Аргумент состоит в том, что проза уходит корнями в общее наследие и что исторические и генеалогические повествования имеют определенный стиль прозы. Язык прозаических произведений был основным фактором, значительно обогатившим словарный запас и грамматические особенности литературного языка, который от рассказов до романов развивался одновременно во всех жанрах.

В исследовании применялся комплексный подход, учитывались аспекты романов и рассказов, их связь со стилями, поэтическими отрывками, элементами разговорной речи, новыми явлениями, устной литературой, сказками и легендарными событиями. Некоторые писатели впервые использовали стили прозы в качестве творческого инструмента в начале 20 века, поэтому отдельные аспекты устной литературы нечасто включались в прозаические произведения. Развитие прозы и развитие художественного стиля не являются отдельными явлениями. Все функциональные стили формируются в манере, весьма отличной от прозы прошлого. Одним из основных факторов, способствовавших развитию прозаического языка, были письменные произведения, придававшие местным словам новые значения. Язык прозы в учебниках, газетах и журналах, а также в богатой публичной литературе стал важнейшим компонентом художественного языка и грамматической стороны языка.

Ключевые слова:

язык прозы, устная литература, художественная литература, фольклорный стиль, литературный язык

Биография автора

К.А. Ашинова, Казахский национальный женский педагогический университет, Алматы, 050000, Республика Казахстан

Ашинова К.А. – ф.ғ.к., ассоц. проф., Қазақ ұлттық қыздар педагогикалық университеті. Алматы,  Қазақстан Республикасы. Е-mail: kunipa_almaty@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6938-2092.

Библиографические ссылки

Zhunusov, S. Zh. Shygarmalary. Pesalar. [Works. The Plays]. Almaty, 2013, Vol. 5, Р. 320. [in Qazaq]

Cheever, J., and Roche, L. (2021). Twentieth-Century and Contemporary American Literature. P. 226.

Ojaiuly, Ikhlas. Tyrki khalyktarynyn adebi zholy [Literary path of Turkic peoples]. Available at: https://e-history.kz/kz/news/show/33845

Gross, John. (1998). The New Oxford Book of English Prose. P. 1012

Sabyrov, A. Khalqynynh Khaleli [People's Khalel]. Available at: https://egemen.kz/article/167259-khalqynynh-khaleli [in Qazaq]

Janpeisov, Yerbol. Kazakh prozasynyn tili [The language of Kazakh prose]. Almaty, 1968, P. 11. [in Qazaq]

Jumaliev, K. Adebiet teoriasy. Stil – onerding ereksheligi [Literary theory. Style is a feature of art]. Almaty, 1966, P. 11. [in Qazaq]

Boulton, Marjorie. (1968). Anatomy of Prose. Routledge & Kegan Paul. P. 204.

Ashinova, K.A. Problems of Modality in Turkic and Kazakh Languages. Media Watch 11, (4) p.728-735, 2020. Available at: e-ISSN 2249-8818 DOI: 10.15655/mw/2020/v11i4/204631

Orwell, George. (1946). Why I Write. P. 120. Available at: https://www.orwellfoundation.com/the-orwell-foundation/orwell/essays-and-other-works/why-i-write/).

Heidegger, Martin. (2001). Poetry, Language, Thought. New York: Harper Perennial, p. 72

Liu & Feng (2002). Prose Analysis. 2nd ed. Continuum. P. 94

Chen, Gangni. (2019). A Literature Review on Prose Study. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 378, P. 513.

Загрузки


Просмотров аннотации: 132 | Загрузок PDF: 62

Опубликован

30.06.2024

Как цитировать

Ашинова, К., Сейдікенова, А., Танкибаева, М., & Мурзағалиева, М. (2024). Развитие языка прозы в начале ХХ века. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (2), 113–122. https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss2pp113-122