Прагмалингвистическая направленность речевой деятельности в казахском языке
Аннотация
Речевая деятельность исходит из необходимости начала коммуникативного акта. С помощью речевого общения происходит общение, влияние на слушателя, осуществляется коммуникация предложения. Поэтому в настоящее время речевая коммуникация, теории речевого акта в лингвистике рассматривается как новое направление, прагматическое изучение языка стало одной из актуальных проблем.
Так как языковая функция общения реализуется в различных аспектах, прагматика будет связана с общей коммуникативной функцией языка, поэтому прагматическое направление – ключевая позиция в различии существующего языкового смысла и содержания. Необходимость изучения речи с точки зрения прагмалингвистики сложилась в связи с увеличением коммуникативной деятельности. В казахском языкознании проблемы, рассматриваемые прагматикой, не изучены, и только в настоящее время в ходе научных исследований поднмаются данные вопросы.
Ключевые слова:
сөйлеу әрекеті, прагмалингвистика, қазақ тілі, қазақ тіл білімі, тілдің коммуникативтік қызметіБиблиографические ссылки
Мурзагалиева М.К. Речевое общение и изучение его проблем // Вестник КазУМОиМЯ, 2002. – №1 (4). – С.67-73
Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1973. – 495 с.
Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.
Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., «Наука», 1976. – 136с.
Моррис Ч. Основная теория знаков. М., 1983.
Фердинанд де Соссюр.Труды по языкознанию. –М., 1977.
Қазақ тілі – мемлекеттік тіл. Республикалық ғылыми-практикалық конференция материалдары.А., 2001. –223 б.
Байтұрсынов А. Шығармалары. А., «Жазушы», 1989. –318 б.
Жұбанов Қ. Қазақ тілі жөнінде зерттеулер. – Алматы: Ғылым, 1999. – 581 б.
Аманжолов С. Қазақ тілі ғылыми синтаксисінің қысқаша курсы.- Алматы,1994. –151 б.
Аханов К. Тіл білімінің негіздері. – Алматы: Санат, 2002. – 664 б.
Қайдар Ә.Т. Этнолингвистика // Білім және еңбек. – 1985. – №10. – 24-25 бб.
Рақыш Ә. Қазақ лингвистикасы және лингводидактика мәселелері. – Алматы: «Қазақ университеті», 2006. – 287 б.
Хасанұлы Б. Мемлекеттік тіл мамандарын оқу өзге тілде жүретін қала мектебі ерекшеліктерін ескере дайындаудың социолингвистикалық, психолингвистикалық негіздері (бағдарлама). –Алматы. 2007. – 14 б.
Ерназарова З.Ш. Қазақ сөйлеу тілі синтаксистік бірліктерінің прагматикалық негіздері: Ғыл.докт. дисс. ... – Алматы, 2001. –246 б.
Әлкебаева Д. Қазақ тілі стилистикасының прагматикасы: ғыл.докт. дисс.авторефераты ... – Алматы, 2006. –43 б.
Әзімжанова Г.М. Қазақ көркем проза мәтінінің прагматикалық әлеуеті: ғыл.докт. дисс. ... – Алматы, 2007. – 265 б.
Машинбаева Г.А. Теледидар тілінің лингвопрагматикалық аспектілері: ғыл.канд. дисс. ... – Алматы, 2007. – 125 б.
Есенова Қ.Ө. Қазіргі қазақ медиа-мәтінінің прагматикасы: ғыл.докт. дисс. ... – Алматы, 2007. – 345 б.
Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики. // НЗЛ. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. – М.:Прогресс, 1985. – 501с, С.3 – 42.
«Стратегии исследования языковых единиц». Материалы Международной научно-практической конференции. – Тверь,16-17 апреля, 2010 г. – 295 с.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Вестник Кокшетауского Университета им. Ш.Уалиханова. Серия филологическая
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.