Прагмалингвистическая направленность речевой деятельности в казахском языке

Авторы

  • Ф.Т. Саметова Академия Кайнар, Алматы, 050000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-5683-9978
  • А.А. Сарымбетова Университет иностранных языков и деловой карьеры, Алматы, 050000, Республика Казахстан

Аннотация

Речевая деятельность исходит из необходимости начала коммуникативного акта. С помощью речевого общения происходит общение, влияние на слушателя, осуществляется коммуникация предложения. Поэтому в настоящее время речевая коммуникация, теории речевого акта в лингвистике рассматривается как новое направление, прагматическое изучение языка стало одной из актуальных проблем.
Так как языковая функция общения реализуется в различных аспектах, прагматика будет связана с общей коммуникативной функцией языка, поэтому прагматическое направление – ключевая позиция в различии существующего языкового смысла и содержания. Необходимость изучения речи с точки зрения прагмалингвистики сложилась в связи с увеличением коммуникативной деятельности. В казахском языкознании проблемы, рассматриваемые прагматикой, не изучены, и только в настоящее время в ходе научных исследований поднмаются данные вопросы.

Ключевые слова:

сөйлеу әрекеті, прагмалингвистика, қазақ тілі, қазақ тіл білімі, тілдің коммуникативтік қызметі

Библиографические ссылки

Мурзагалиева М.К. Речевое общение и изучение его проблем // Вестник КазУМОиМЯ, 2002. – №1 (4). – С.67-73

Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1973. – 495 с.

Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.

Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., «Наука», 1976. – 136с.

Моррис Ч. Основная теория знаков. М., 1983.

Фердинанд де Соссюр.Труды по языкознанию. –М., 1977.

Қазақ тілі – мемлекеттік тіл. Республикалық ғылыми-практикалық конференция материалдары.А., 2001. –223 б.

Байтұрсынов А. Шығармалары. А., «Жазушы», 1989. –318 б.

Жұбанов Қ. Қазақ тілі жөнінде зерттеулер. – Алматы: Ғылым, 1999. – 581 б.

Аманжолов С. Қазақ тілі ғылыми синтаксисінің қысқаша курсы.- Алматы,1994. –151 б.

Аханов К. Тіл білімінің негіздері. – Алматы: Санат, 2002. – 664 б.

Қайдар Ә.Т. Этнолингвистика // Білім және еңбек. – 1985. – №10. – 24-25 бб.

Рақыш Ә. Қазақ лингвистикасы және лингводидактика мәселелері. – Алматы: «Қазақ университеті», 2006. – 287 б.

Хасанұлы Б. Мемлекеттік тіл мамандарын оқу өзге тілде жүретін қала мектебі ерекшеліктерін ескере дайындаудың социолингвистикалық, психолингвистикалық негіздері (бағдарлама). –Алматы. 2007. – 14 б.

Ерназарова З.Ш. Қазақ сөйлеу тілі синтаксистік бірліктерінің прагматикалық негіздері: Ғыл.докт. дисс. ... – Алматы, 2001. –246 б.

Әлкебаева Д. Қазақ тілі стилистикасының прагматикасы: ғыл.докт. дисс.авторефераты ... – Алматы, 2006. –43 б.

Әзімжанова Г.М. Қазақ көркем проза мәтінінің прагматикалық әлеуеті: ғыл.докт. дисс. ... – Алматы, 2007. – 265 б.

Машинбаева Г.А. Теледидар тілінің лингвопрагматикалық аспектілері: ғыл.канд. дисс. ... – Алматы, 2007. – 125 б.

Есенова Қ.Ө. Қазіргі қазақ медиа-мәтінінің прагматикасы: ғыл.докт. дисс. ... – Алматы, 2007. – 345 б.

Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики. // НЗЛ. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. – М.:Прогресс, 1985. – 501с, С.3 – 42.

«Стратегии исследования языковых единиц». Материалы Международной научно-практической конференции. – Тверь,16-17 апреля, 2010 г. – 295 с.

Загрузки


Просмотров аннотации: 74 | Загрузок PDF: 66

Опубликован

30.03.2021

Как цитировать

Саметова, Ф., & Сарымбетова, А. (2021). Прагмалингвистическая направленность речевой деятельности в казахском языке. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (1), 30–39. извлечено от https://vestnik.kgu.kz/index.php/kufil/article/view/10