Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании лингводидактической компетентности филологов-студентов

Авторы

  • А. Абужалитова Казахский национальный женский педагогический университет, Алматы, 050000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-6251-7203
  • Ж. Сулейменова Казахский национальный женский педагогический университет, Алматы, 050000, Республика Казахстан
  • M. Ажгалиев Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет, Уральск, 090000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0003-0267-5231

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss1pp275-288

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в формировании лингводидактической компетентности будущих учителей языка и литературы в Казахстане. В условиях глобализации и интенсивного развития информационных технологий возникает необходимость формирования нового поколения учителей, готовых к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности. Цель исследования – изучение возможностей использования ИКТ в развитии лингводидактических компетенций будущих учителей языка и литературы. Основные идеи включают необходимость интеграции ИКТ в учебный процесс и пересмотр традиционных методов преподавания филологических дисциплин. Научная значимость исследования заключается в определении теоретических и методических основ использования ИКТ в подготовке учителей языка и литературы. Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по эффективному использованию ИКТ в образовательном процессе. Методология исследования включает теоретические методы, такие как анализ, сравнение, систематизация идей ученых, а также эмпирические методы, такие как наблюдение, анкетирование, оценка использования ИКТ преподавателями и студентами. В ходе исследования был проведен опрос среди 85 студентов филологического факультета Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета. Результаты исследования показали, что использование ИКТ способствует повышению качества подготовки будущих учителей языка и литературы, развитию их лингводидактических компетенций и повышению мотивации к профессиональному росту. Было установлено, что ИКТ являются важным инструментом в учебном процессе и способствуют лучшему усвоению материала. Исследование вносит значительный вклад в методику преподавания филологических дисциплин, предлагая конкретные рекомендации по интеграции ИКТ в образовательный процесс и повышению эффективности подготовки будущих учителей. 

Ключевые слова:

лингводидактическая компетентность, информационно-коммуникационные технологии, студенты-филологи, профессиональная подготовка, инновационные методы обучения, мотивационные компоненты

Биография автора

А. Абужалитова, Казахский национальный женский педагогический университет, Алматы, 050000, Республика Казахстан

А.Т. Абужалитова – докторант, Казахский национальный женский педагогический университет, Алматы, 050000, Казахстан. Е-mail: akbarshyn@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6251-7203.

Библиографические ссылки

Досжан Г. А., Усипашим С. Б. Электрондық оқыту технологиясы: қазіргі заманғы технологияларды қолдану арқылы студенттердің бағалауы// ПМУ Хабаршысы. Педагогикалық сериясы. – 2019. – № 4. Б. 103-113.

Kurebayeva G., Mussatayeva I., Kulgildinova Т., Zhumabekova B. Modern model of language teaching: integration of content, approaches, resources // Bulletin of S. Ualikhanov KU. Philology Series. – 2024. – №2. – Р. 259-270. https://vestnik.kgu.kz/index.php/kufil/article/view/103/240

Alipova A. K., Kulakhmetova M. S. Problem-based situation as a means of forming sociolinguistic language competence // Language and Literature: Theory and Practice. – 2024. – №1. – Р. 82-93. https://yazlit.ppu.edu.kz/index.php/new/article/view/198/76

Аязбаева Б.К. Формирование лексической компетенции учащихся // Вестник Карагандинского университета. – 2023. – 4. – С. 80-88. https://philology-vestnik.ksu.kz/index.php/philology-vestnik/article/view/367

Glazunova O., Kuzminska T., Voloshyna T., Sayapina V., Korolchuk V. Е-environment based on Microsoft Sharepoint for the organization of group project work of students at higher education institutions». Information Technologies and Learning Tools. no. 6, pp. 98-113, 2017.

Московкин Л.В. Методологические аспекты лингводидактики и методики обучения языку. Пособие для студентов и аспирантов. – СПб, 2002. – 205 с.

Степанов Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики. – 2-е изд. – М., 2001. –150 с.

Kostikova, I. Theoretical and methodological principles of professional training of future foreign language teachers by means of information and communication technologies // International Journal of Emerging Technologies in Learning. – 2019. – Vol. 14, No. 22. – Pp. 98-112.

Morska, L. Theoretical and methodological bases of preparation of future foreign language teachers for the use of information technologies in professional activity // European Journal of Contemporary Education. – 2018. – Vol. 7, No. 3. – Pp. 546-558.

Morze, N., Kuzminska, O., Vember, V., Barna, O. Competence tasks as a means of informational competence formation in conditions of continuing education // Computers & Education. – 2020. – Vol. 152. – Article 103887.

Загрузки


Просмотров аннотации: 3 | Загрузок PDF: 1

Опубликован

26.03.2025

Как цитировать

Абужалитова, А., Сулейменова, Ж., & Ажгалиев M. (2025). Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании лингводидактической компетентности филологов-студентов . Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (1), 275–288. https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss1pp275-288

Выпуск

Раздел

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.