ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОСНОВНОЙ

Авторы

  • Б.В. Крамаренко Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0001-9547-3959
  • Н.П. Локтионова Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-8571-746X

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss3pp239-255

Аннотация

Статья освещает теоретические аспекты принципа преемственности и пути его реализации в процессе обучения литературе при переходе школьников от начальной школы к основной. Данный рубежный этап наиболее сложен, поскольку во 2-4 классах изучается предмет «Литературное чтение», а в 5 классе начинается освоение курса «Литература», который будет продолжаться до окончания школы. В статье на основании анализа и синтеза, сравнительно-сопоставительного метода и анкетирования рассматриваются вопросы, достигается ли преемственность на уровне типовых программ и школьных учебников, а также в процессе преподавания литературы в современной школе. С этой целью были определены основные индикаторы в содержании образовательных программ: задачно-целевой блок, перечень изучаемых произведений, историко-теоретический блок, методические аспекты. Опрос, проведенный среди учителей 4 и 5 классов, показал позитивные стороны и недостатки в реализации рассматриваемого принципа в школьной практике. Результаты исследования позволили сделать выводы о необходимости повышения внимания к проблеме преемственности в литературном образовании, путях совершенствования деятельности педагогов-словесников с позиции рассматриваемой проблемы.  

Ключевые слова:

принцип преемственности, литературное образование, литературное чтение, начальное образование, основная школа

Биография автора

Б.В. Крамаренко, Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан

Крамаренко Б.В. – кандидат педагогических наук, доцент, ассистент профессора кафедры Социальной и возрастной педагогики Кокшетауского университета им. Ш.Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан. E-mail: krambv55@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9547-3959.

Библиографические ссылки

Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005. – 720 с.

Shuinshina Sh., Kopeyev Z., Tuyakov Y., Mubarakov A. Continuity in education: definition, essence and analysis of the problem// Ad Alta, journal of interdisciplinary research. – 2019, 9/1. – 271-278 p. file:///C:/Users/User/Downloads/0901.pdf.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

Об образовании. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III. https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_

Преемственность и непрерывность обучения как стратегия развития современного образования Республики Казахстан. Infolesson https://infolesson.kz/preemstvennost-i-neprerivnost-obucheniya-kak-strategiya-razvitiya-sovremennogo-obrazovaniya-respubliki-kazahstan-1253511.html

Byvsheva М. Сontinuity and continuity of education at the present stage of development of society // Nauka i studia, 2015, 10. – 71-78 p. https://elibrary.ru/item.asp?id=24984379

Mínguez-López X., Kalogirou T. Editorial // Journal of Literary Education. – 2018, 1. – 1-5 p. http://doi.org/10.7203/JLE.1.13563

Типовая учебная программа по учебному предмету "Литературное чтение" для 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения). Приложение 15 к приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029767#z2702

Типовая учебная программа по учебному предмету "Русская литература" для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения) Приложение 40 к приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года № 399 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029767#z12870

Kirchhoff, L. & Glaesser, J. (2023). Understanding and Text Properties: Investigating Readers’ Sense-making Processes. Journal of Literary Education, (7), 59-83. https://doi.org/10.7203/JLE.7.2676

Снежневская М. А. Теория литературы в 4-6 классах средней школы. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 176 с.

Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1976. – 222 с.

Русская литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамұра, 2017. – 224 с.

Калинин Е.А. Преемственность в содержании литературного образования между начальной и основной школой. Автореферат кандидатской диссертации. – М., 2003.

Garcia, Sibele Nadalya Pena (Mexico). The didactics of literature in primary school. – Panorama, 2023, 17. https://www.webofscience.com/wos/woscc/full-record/WOS:001050568100009

Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Алматыкiтап баспасы, 2023.

Материал поступил в редакцию журнала 29.07.2024

Загрузки


Просмотров аннотации: 47 | Загрузок PDF: 17

Опубликован

27.09.2024

Как цитировать

Крамаренко, Б., & Локтионова, Н. (2024). ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОСНОВНОЙ. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (3), 239–255. https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss3pp239-255

Выпуск

Раздел

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Похожие статьи

1 2 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.