МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss3pp216-229

Аннотация

Идея формирования гражданской культуры в межкультурном аспекте отображает тенденции развития современного общества и стимулирует поиск способов и средств ее формирования в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. В глобализированном мире, где государства имеют тесные экономические, политические, социальные, образовательные и культурные связи, гражданство и гражданственность начинают рассматриваться в более широкой перспективе, с точки зрения межкультурного взаимодействия. В качестве необходимых навыков и способностей гражданина определяются открытость, готовность к диалогу, принятие точек зрения других людей. Авторы статьи рассматривают понятие «межкультурная гражданственность» и анализируют основные положения концепции межкультурной гражданственности.

В статье представлена модель формирования межкультурной гражданственности обучающихся, состоящая из четырёх взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, технологического и оценочно-результативного. Целевой блок отражает цель предлагаемой модели, а именно формирование межкультурной гражданственности обучающихся средствами иностранного языка. Содержательный блок представлен единством трех основных компонентов: реляционного, критического и гражданского. Технологический блок модели включает в себя этапы формирования межкультурной гражданственности, а именно: ценностно-мотивационный, процессуально-деятельностный, аналитико-рефлексивный. Каждый этап направлен на формирование определенного типа умений в процессе решения поставленных учебных задач. Оценочно-результативный блок модели отражает достижение ожидаемого результата обучения по выделенным критериям сформированности межкультурной гражданственности: аффективно-мотивационному, когнитивному и деятельностному.  Предлагаемая модель была апробирована в ходе экспериментально-опытной работы. На основе статистической обработки данных получены положительные результаты. Результаты экспериментально-опытной работы обосновали эффективность разработанной методической модели формирования межкультурной гражданственности обучающихся.

Ключевые слова:

межкультурное образование, иноязычное образование, межкультурная гражданственность, модель, формирование

Биография автора

З.Ф. Рудик, Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан

Рудик З.Ф. – магистр, докторант кафедры аннглийского языка и методики преподавания, Кокшетауский университет им.Ш.Уалиханова, ул.Абая, 76, 020000, Кокшетау, Республика Казахстан. email: zrydik@shokan.edu.kz , https://orcid.org/0000-0002-5213-791X.

Библиографические ссылки

Chen G. M., Starosta W. J. Intercultural Communication Competence: a Synthesis. In B. R. Burleson (Ed.), Communication Yearbook, 1996. – P. 353-384.

Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан: утв. приказом Министра образования и науки РК № 521 от 16 ноября 2009 года.

Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан: утв. Указом Президента Республики Казахстан от 27 августа 2020 года, № 390

Baker W., Fang F. From English language learners to intercultural citizens: Chinese student sojourners’ development of intercultural citizenship in ELT and EMI programmes. – British Council, 2019. – 40 p.

Leeds-Hurwitz W. Intercultural competences: conceptual and operational framework. – UNESCO, 2013. – 44 p.

Global Citizenship Education: Topics and Learning Objectives. – United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2015. – 74 p.

Byram M. From foreign language education to education for intercultural citizenship: Essays and reflections. – Clevedon: Multilingual Matters, 2008. – 560 p.

Wagner M., Cardetti F., Byram M. The humble linguist: interdisciplinary perspectives on teaching and assessing intercultural citizenship. //In The talking species: Perspectives on the evolutionary, neuronal and cultural foundations of language. – Unipress Graz Verlag, 2018. – P. 419-443.

Byram M., Perugini D. C., Wagner M. The development of intercultural citizenship in the elementary school Spanish classroom //Learning Languages. – 2013. – №18 (2). – P. 16-31.

Hsieh J. Reconceptualization of English teaching in Taiwan. Action research with technical college students: unpublished EdD thesis. – University of Durham, 2009. – 213 p. http://etheses.dur.ac.uk/2145/

Global citizenship in the English language teaching. – British Council, 2008. – 60 p.

Porto M. Intercultural citizenship education in the language classroom// The Palgrave handbook of global citizenship and education. – Macmillan, London, 2018. – P. 489-506.

Barili A., Byram M. Teaching intercultural citizenship through intercultural service learning in world language education // Foreign Language Annals. – 2021. – №54. – P. 776– 799.

Hui H., Li S., Hongtao J., Yuqin Zh. Exploring perceptions of intercultural citizenship among English learners in Chinese universities. // From Principles to Practice in Education for Intercultural Citizenship. – Multilingual Matters, 2017. – P. 25-44.

Кенжебаева А. Т., Сансызбаева Д. Б., Касымова Г. К. Психолого-педагогические условия формирования межкультурной компетенции устудентов// Ясауи университетінің хабаршысы. –2022. –№1(123). – С. 92–101.

Мәнгілік Ел. Учебник. М. Б. Касымбеков, С.Ж. Пралиев, К.К.Жампеисова и др. – Алматы: Ұлағат, 2015. – 336 с.

Abazov R. Redefining Global citizenship education: a case study of Kazakhstan // Al-Farabi Kazakh National University. – 2021. – №1 (75). –P. 90-99

Yussupova S., Tarman B., Kilinc E., Tolen Z., Assyltayeva E. Adaptation of the Global Citizenship Scale in a Multicultural Country: Kazakhstan. // Journal of Social Studies Education Research. – 2023. - №14(3). – P. 305-327.

Мампе И. Метод моделирования как один из наиболее адекватных, объективных и надежных фундаментов научных исследований. // Язык и культура. –2009. –№ 4 (8). – С. 55-59.

Джилкишиева М. С. Cовременные методологические подходы к формированию гражданственности и патриотизма студенческой молодежи // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. - № 4. – С. 49-52.

Сырымбетова Л. С. Методология патриотического воспитания школьников на основе ценностей «Мәңгілік ел» // Патриотическое воспитание школьников на основе ценностей «Мәңгілі ел»: Монография. / под общ. ред. Жилбаева Ж. О. – Нур-Султан: Национальная академия образования им. И.Алтынсарина 2020. – С.19-31.

Golubeva I., Wagner M., Yakimowski M. E. Comparing students’ perceptions of global citizenship in Hungary and the USA. // From principles to practice in education for intercultural citizenship. – Bristol: Multilingual Matters, 2017. – P. 3-21.

Intercultural Citizenship Test. Building Bridges, Breaking Walls. – Council of Europe, 2017. – 21 р.

Morais D. B., Ogden A. C. Initial development and validation of the global citizenship Scale// Journal of Studies in International Education. – 2011. – № 15 (5). –Р. 445–466.

Материал поступил в редакцию журнала 27.07.2024

Загрузки


Просмотров аннотации: 18 | Загрузок PDF: 9

Опубликован

27.09.2024

Как цитировать

Герфанова, Э., Рудик, З., & Жанабилова, Д. (2024). МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (3), 216–229. https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss3pp216-229

Выпуск

Раздел

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.