ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПОРТРЕТА В ДОКУМЕНТАЛЬНО-БИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ Р. НУРГАЛИ

Авторы

  • Ж. Бейсенова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0001-7022-4956
  • А. Оразалина Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан
  • М. Канафина Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0001-5916-2512

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss3pp219-233

Аннотация

В статье исследуется жанровое своеобразия литературного портрета, основанное на материале документально-биографической прозы Р. Нургали. Цель исследования - определить жанровые особенности литературного портрета в повествовании критика и писателя  в контексте  выработки авторской  прозой  принципов построения  творческого образа человека искусства.  Научная новизна работы обусловлена тем, что жанр литературного портрета в документально-биографическом наследии Нургали  не был достаточно глубоко исследован. Впервые введены в научный оборот документально-биографические тексты Нургали о казахском режиссере и драматурге Ж. Шанине в рамках жанра литературного портрета. В ходе исследования был выявлен ряд эффективных стратегий и методов Р. Нургали, направленных на трансформации в казахской  литературе  портретного очерка в жанр литературного портрета. Проведенное исследование выявило ряд новаторских авторских принципов,  используемых в жанре литературного портрета, индивидуализации особенностей воссоздания образа героя. Это демонстрирует  ряд успешных авторских приемов, сфокусированных на создании образа героя-режиссера, театрального критика, драматурга, учителя,  воссозданного на основе документально-биографического описания и наблюдений. Результаты исследования указывают на появление неординарного авторского жанрового своеобразия литературного портрета  в казахской литературе конца ХХ - начала XXI века.  Примеры документально-биографического повествования Р. Нургали  демонстрируют тот факт , что целенаправленные рефлексии, направленные  на  выявление жанрообразующих характеристик  литературного портрета, объясняемые целью  автора показать творческий облик и личностные черты общественного деятеля,  человека искусства, новатора и основоположника казахского театра Ж. Шанина,  способствуют формированию нургалиевского   жанра  литературного портрета, отличающегося от традиционных биографических повествований и портретных очерков.  Исследование проведено с опорой   на общетеоретический подход к изучению жанрового явления литературного портрета в творческом наследия Р. Нургали. 

Ключевые слова:

казахская литература, портрет, жанр, биография, герой, проза, документально-биографический

Биография автора

А. Оразалина, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан

А.Б. Оразалина – докторант Евразийского  национального  университета  имени  Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Казахстан. E-mail: orazalina1997@bk.ru, https://orcid.org/0009-0000-9979-238.

Библиографические ссылки

Нургали Р. Қазақ әдебиетінің алтын ғасыры: әдеби зерттеулер, эссе және сұхбаттар – Астана: Фолиант, 2013.

Нургали Р. Восемь граней таланта Жумата Шанина (1892-1938) /Простор С.172-188.

Heier, E. (1976). “The literary portrait” as a device of characterization. Neophilologus, 60(3), 321-333.

Bazylova, B. K., & Suleimenova, Zh. D. (2007). The Model of the Genre of Literary Portrait in Modern Literary Criticism. Procedia (International), doi:10.5281/zenodo.1057743.

Болатова Г. Ж. Художественный портрет как элемент художественного произведения (на материале романа-эпопеи М. О. Ауэзова «Путь Абая»] [Текст // Вестник КазНУ. Серия филологическая. 2010. – №4 – 5 – С. 210-211.

Нургали, К.Р. Литературно-художественный портрет как эстетическая суть критического жанра [Текст] // Вестник Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова серия филологическая. – 2019. – № 2. – C. 241-245.

Базылова Б. К. Художественные формы портрета в структуре романа [Текст] // Вестник КазНУ. Серия филологическая. – 2012. – № 2(136). – С. 17-21.

S.Beuve Ch.-Au. Critiques et portraits littéraires. Eugène Renduel|Paris 1832-1839, 5 volumes relies.

Байетт А. С. «Больше всего я люблю писать о книгах, которые пока еще поняла не до конца...»: Дмитрий Дроздовский беседует с Антонией С. Байетт / пер. с англ. Е. Скрылевой // Иностранная литература. 2006. № 12. С. 238-243.

Ведищева Ю. В. О современном состоянии теории жанра литературного портрета // Вестник Тамбовского университета. 2011. № 10, с. 231.

Зайцева Т. И., Максимова О. М. Образы писателей-современников в литературных портретах удмуртского прозаика С. Самсонова /Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice Том 15. Выпуск 11. С. 3428-3434, 2022.

Мусаканова Г., Шахин А.А. Портретирование как метод изучения языковой личности [Текст] // Вестник КГУ им. Ш. Уалиханова Серия филологическая. – 2019. – № 3. – С. 85-89.

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2009.

Перхин В.В. «Открывать красоты и недостатки…». Литературная критика от рецензии до некролога. Серебряный век. СПб., 2001. 9, с. 121

Ilyassova Sh, Asenova A, Takhan S.Scientific Works of Academician Rymgali Nurgali //interdisciplinary literary studies, Vol. 26, No. 2, 2024 The Pennsylvania State University, University Park, PA . By Scopus

Загрузки


Просмотров аннотации: 0 | Загрузок PDF: 0

Опубликован

29.09.2025

Как цитировать

Бейсенова, Ж., Оразалина, А., & Канафина, М. (2025). ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПОРТРЕТА В ДОКУМЕНТАЛЬНО-БИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ Р. НУРГАЛИ. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (3), 219–233. https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss3pp219-233