ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ШОКАНА УАЛИХАНОВА В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

(на материале повести Сапаргали Бегалина)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss3pp165-179

Аннотация

Статья посвящена анализу художественного образа Шокана Уалиханова в детской литературе на примере повести Сапаргали Бегалина. Авторы рассматривают, каким образом в произведении раскрываются образ, черты характера и личность выдающегося казахского ученого, путешественника и просветителя в детском и подростковом возрасте.

В повести Бегалина Шокан представлен не только как талантливый исследователь, но и как смелый, любознательный и преданный своему народу юноша. Особое внимание уделяется речевым и портретным характеристикам героя, обращениям в его адрес. Рассматриваются также воспитательные аспекты произведения, направленные на формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, уважения к знаниям и стремления к самосовершенствованию.

Авторы статьи анализируют влияние происхождения и национальных традиций на формирование образа Шокана, а также особенности языка и стиля повести. Делается вывод о значимости литературного наследия Бегалина в популяризации личности Шокана Уалиханова среди детей и подростков.

Ключевые слова: Шокан Уалиханов, детская литература, Сапаргали Бегалин, художественный образ, воспитательный аспект.

Ключевые слова:

Шокан Уалиханов, детская литература, Сапаргали Бегалин, художественный образ, детское мировосприятие
Поддерживающие организации
Статья подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в рамках научного проекта [ИРН AP23486380] «Тюркские языки Казахстана в условиях духовной модернизации общества: от графики к эпическому тексту» (по Программе грантового финансирования научных и научно-технических проектов на 2024 –2026 годы).

Биография автора

А. Каиржанова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, 050000, Республика Казахстан

А.Т. Каиржанова– магистр филологии, докторант кафедры русской филологии и мировой литературы, КазНУ им. аль-Фараби, Алматы, 050040, Казахстан. E-mail: kairzhanova16@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9005-412X.

Библиографические ссылки

Октябрьская О.С. Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов. Монография. – М.: МАКС Пресс, 2016. – 248 с.

Бегалин С. Шоқан асулары: повесть. – Алматы: Балауса, 1996. – 208 б.

Бегалин С. Чокан Валиханов. Повесть. Перевод с казахского. – М.: Детская литература, 1976. – 173 с.

Султаньяев О.А. Слово в контексте (по материалам произведений Чокана Валиханова). – Кокшетау, 2001. – 214 с.

Айдарова Х. Чокан Валиханов. – Алма-Ата: КазОГИЗ, 1945. – 197 с.

Ақыш Н.Б. С. Бегалин шығармаларындағы көркемдік таным үрдісі // «Керуен». – 2022. Том 77. № 4. – С. 40-50. DOI: https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.4-03

Ибрайханова А.Қ. Сапарғали Бегалин поэмаларындағы ертегі, аңыздар ізі // Вестник Евразийского гуманитарного института. – 2024. № 1. – 143-156 б. DOI: https://doi.org/10.55808/1999-4214.2024-1.11

Zornado J. L. Inventing the Child: Culture, Ideology and the Story of the Child. – New York: Garland Publishing, 2001. – 235 p.

Froud M. The Lost Child in Literature and Culture / M. Froud. – London: Palgrave Macmillan, 2017. – 198 p.

Foster K. Chinese Literature and the Child: Children and Childhood in Late-Twentieth-Century Chinese Fiction. – London: Palgrave Macmillan, 2013. – 251 p.

Dinter S. The Child Narrator in Contemporary British Fiction and Literary Criticism. The Case of Stephen Kelman’s Pigeon English // Transdisciplinary Perspectives on Childhood in Contemporary Britain Literature, Media and Society / ed. by S. Dinter and R. Schneider. – New Yourk: Routledge, 2018. – P. 50–66.

Björling F. Child narrator and adult author: The narrative dichotomy in karei poláček's bylo nás pět // Scando-Slavica. 1983. Vol 29, Issue 1. P. 5–19.

Кондаков Б.В., Попкова Т.Д. Художественный мир литературы и феномен детского миросознания статья первая // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. №4. С.130-143 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-mir-literatury-i-fenomen-detskogo-mirosoznaniya-statya-pervaya (дата обращения: 30.04.2025).

Николина Н.Н. Стилизация детского мировосприятия и речи персонажа в повествовании от третьего лица // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2023. №6. С.1438-1442. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilizatsiya-detskogo-mirovospriyatiya-i-rechi-personazha-v-povestvovanii-ot-tretiego-litsa (дата обращения: 30.04.2025).

Бейсенбайулы Ж. Детство и кадетские годы Чокана // Простор. 2011. №11. С.3-56. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zhurnal-prostor.kz/assets/files/2015/2015-11/11---2015---1.pdf

Загрузки


Просмотров аннотации: 12 | Загрузок PDF: 10

Опубликован

29.09.2025

Как цитировать

Аманжолова, Д., Каиржанова, А., & Юрина, Е. (2025). ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ШОКАНА УАЛИХАНОВА В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ : (на материале повести Сапаргали Бегалина). Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (3), 165–179. https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss3pp165-179