ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В УЧЕБНО- И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АНКЕТИРОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
DOI:
https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss3pp340-358Аннотация
В условиях трансформации высшего образования и актуализации исследовательски-ориентированного обучения важную роль приобретает развитие исследовательской компетенции студентов. В данной статье представлены результаты анкетного опроса, проведённого в Кокшетауском университете им. Ш. Уалиханова среди преподавателей и студентов образовательных программ «Иностранный язык: два иностранных языка» и «Переводческое дело».
Целью исследования было выявление уровня вовлечённости студентов и педагогов в учебно-исследовательскую и научную деятельность, а также определение ключевых затруднений, возникающих при формировании исследовательских навыков и компетенций. С одной стороны, анализ показал высокую мотивацию преподавателей к включению исследовательских заданий в учебный процесс и учебные дисциплины. С другой стороны, при этом наблюдается нехватка методического сопровождения и критериев оценивания исследовательских работ. Студенты отметили сложности на этапах формулирования целей, постановки задач и анализа данных. В качестве одного из решений предлагается дальнейшее системное внедрение модели IROS ((Indicators of Research-Oriented Study), апробированной в рамках пилотного проекта университета. Полученные результаты могут быть использованы при разработке дисциплин и образовательных программ, способствующих развитию академической самостоятельности и исследовательской культуры будущих специалистов в области иностранных языков и перевода.
Ключевые слова:
исследовательская компетенция, УИРС (учебно-исследовательская работа), НИРС (научно-исследовательская работа), анкетирование, студенты, преподаватели, оценивание исследовательской деятельности, методическое сопровождение, IROS, формирование навыков исследованияБиблиографические ссылки
Мороз В. В. Развитие креативности студентов: монография / В. В. Мороз. – Оренбург: Оренбургский гос. университет, 2011. – 183 с.
Лукьянец Н. Г. Основы научно-исследовательской деятельности студентов: Материалы лекций: Учеб. пособие. – Костанай: Костанайский филиал ЧелГУ, 2018. – 210 с.
Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III (с изменениями и доп. по состоянию на 15.03.2025 г.) [Электрон. ресурс]. – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118752 (дата обращения: 28.06.2025).
Закон Республики Казахстан «О науке» от 18 февраля 2011 года № 407-IV (с изменениями и доп. по состоянию на 22.07.2024 г.) [Электрон. ресурс]. – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30938581 (дата обращения: 28.06.2025).
Рыбак Е.В. Научно-исследовательская деятельность как условие самореализации современного студента / Е. В. Рыбак // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – № 7. – С. 305-311.
Баранова Т. В. Развитие научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего гуманитарного образования на занятиях по иностранному языку // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2020. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-v-sisteme-vysshego-gumanitarnogo-obrazovaniya-na-zanyatiyah-po (дата обращения: 28.06.2025).
Healey M., Jenkins A. Developing students as researchers. – The Higher Education Academy,– 56 p. – URL: https://www.researchgate.net/publication/285631539_Developing_students_as_researchers
Унгарбаева Г.Р., Андреева Н.Д., Ибадуллаева С.Ж. Моделирование методики формирования исследовательской компетентности у обучающихся на лабораторных практикумах по биологии // Вестник КазНПУ им. Абая. Сер. «Педагогические науки». – 2020. – № 2(66). – С. 249–255. – URL:https://doi.org/10.51889/2020-2.1728-5496.42
Алдибекова Ш.Н. Исследовательская деятельность студентов как основной фактор формирования компетенций будущего специалиста: Competencies of a future specialist. Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки». №1 (73), (мар. 2022), 76–86.
– URL: https://doi.org/10.51889/2022-1.1728-5496.08
Zhanzhigitov S. Pedagogical research in Kazakhstan: Analysis of scientific publications in Scopus // Eurasian Journal of Educational Research. – 2024. – № 2. – С. 15–22. – URL: https://www.academia.edu/124424594/PEDAGOGICAL_RESEARCH_IN_KAZAKHSTAN_ANALYSIS_OF_SCIENTIFIC_PUBLICATIONS_IN_SCOPUS
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.