Когнитивные и аффективные аспекты обучения через комиксы: в контексте «Сорока басен» А. Байтурсынова

Авторы

  • Г. Искакова Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-8631-7169
  • Г. Шахманова Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0001-6246-2356
  • Т. Жунусова Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан https://orcid.org/0009-0008-0717-9337
  • А. Тансыкбай Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0001-9929-1685

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss2pp318-331

Аннотация

В статье рассматривается эффективность преподавания сборника А. Байтурсынова «Сорок басен». Сборник А. Байтурсынова "Сорок басен" – важное и выдающееся произведение казахской литературы.  Каждый пример этого сборника, затрагивая различные социальные, нравственные проблемы, отражает мировоззрение, национальные ценности казахского народа, отражает моральные и этические ценности, передает философские мысли, основанные на традиционном воспитании. В статье проанализированы особенности и преимущества комического метода, показано его место в процессе обучения казахскому языку и понимания произведений литературы. Комикс-это визуальное простое и понятное представление художественных текстов, привлекающее внимание учащихся и облегчающее усвоение основной идеи произведения.

 В исследовании сравнивается понимание басни А. Байтурсынова «Маймыл мен көзілдірік / Обезьяна и очки» в форматах комикса и вербального текста. Экспериментально установлено, что комикс обеспечивает лучшее запоминание. Использовались открытые вопросы для оценки понимания, охватывающие вербальную, визуальную и комбинированную информацию. Анализ выявил преимущества комикса в восприятии информации.

Основным материалом исследования послужила басня А. Байтурсынова "Обезьяна и очки", представленная в виде комикса (пять последовательных кадров) и вербального текста (пять параграфов). Для оценки понимания материала был разработан тест, состоящий из шести открытых вопросов, охватывающих ключевые аспекты басни. Результаты исследования позволяют сделать выводы об эффективности использования различных форматов представления информации для повышения уровня понимания и запоминания текста.

Ключевые слова:

комикс, вербальный текст, сравнительный анализ, понимание текста, запоминание текста, басня А. Байтурсынова, восприятие информации
Поддерживающие организации
This article was written as part of the grant project AP 27511079, titled ‘New trends in teaching the Kazakh language: studying the principles of adapting literary texts and the methodology for creating educational comics’, approved by the Ministry of Science and Higher Education of the Republic of Kazakhstan.

Биография автора

Г. Искакова, Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан

Г.Ж. Искакова ‒ PhD, ассоциированный профессор, Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан. E-mail: g.ristina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8631-7169.

Библиографические ссылки

McCloud, S. (1993). Understanding comics: The invisible art. Kitchen Sink Press.

Cohn, N. (2013). The visual language of comics: Introduction to the structure and cognition of sequential images. Bloomsbury Publishing.

Forceville, C. (2005). Cognitive and discourse approaches to the study of comics and graphic novels. Style, 39(2), 172-213.

Sonin, A. G. (1999). Komiks: Psikholingvisticheskii analiz: Monografiia [Comic book: Psycholinguistic analysis: Monograph] (V. A. Pishchal'nikova, Ed.). Izdatel'stvo Altaiskogo Gosudarstvennogo Universiteta.

Kurdina, I. V. (1986). Adaptirovannye izdaniia khudozhestvennoi literatury kak ob''ekt [Adapted editions of fiction as an object]. Kniga: issledovaniia i materialy, 53, 25-33.

Starikova, N. A., & Terent'eva, N. P. (2018). Komiks na uroke literatury [Comic book in the literature lesson]. Iazyk. Kul'tura. Kommunikatsiia [Language. Culture. Communication], 1, Retrieved from https://journals.susu.ru/lcc/article/view/673/782

Gukov, P. S. (2017). Opisanie iazyka komiksov i ego spetsifika [Description of the comics language and its specifics]. Skif, 16, 91-97. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/opisanie-yazyka-komiksov-i-ego-spetsifiki

Mey, K.-A. L. (2006). Comics: pragmatics. In Encyclopedia of Language and Linguistics (2nd ed., p. 623). Oxford: Elsevier.

Korableva, E. (2012). Uchenyi Nik Sousanis: «Komiksy – estestvennyi sposob formulirovat' nashi mysli» [Scientist Nick Sousanis: "Comics are a natural way to formulate our thoughts"]. Theory&Practice. Retrieved from http://theoryandpractice.ru/posts/5580-uchenyy-nik-sousaniskomiksy-estestvennyy-sposob-formulirovat-nashi-mysli

P'esy Shekspira prevratili v komiksy manga [Shakespeare's plays turned into manga comics]. (2008, April 20). Lenta.ru. Retrieved from https://lenta.ru/news/2008/04/20/manga/

Kinsella, S. (2000). Adult Manga and the Regeneration of National Culture. In Adult Manga: Culture and Power in Contemporary Japanese Society (pp. 73–228). Honolulu: University of Hawaii Press. (ConsumAsiaN Book Series).

Baitursynov A. (1989). Shygharmalary: Olender, audarmalar, zertteuler [Works: Poems, translations, researches] (Ә. Sharipov & S. Dauitov, Comp.). Almaty: Zhazushy.

Abdimanuly, O. (2007). Akhmet Baitursynuly: Zertteu-esse [Akhmet Baitursynuly: Research essay]. Almaty: Arda.

Baitursynov A. (1991). Aq zhol: Olender men tarzhimeler, publitsistikalyq maqalalar zhane adebi zertteu [The bright path: Poems and translations, journalistic articles and literary research] (R. Nurghaliev, Comp.). Almaty: Zhalyn.

Serikov, G. N. (2002). Obrazovanie i razvitie cheloveka [Education and human development]. Moskva: Mnemozina.

Загрузки


Просмотров аннотации: 7 | Загрузок PDF: 2

Опубликован

20.06.2025

Как цитировать

Искакова, Г., Шахманова, Г., Жунусова, Т., & Тансыкбай, А. (2025). Когнитивные и аффективные аспекты обучения через комиксы: в контексте «Сорока басен» А. Байтурсынова. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (2), 318–331. https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss2pp318-331

Выпуск

Раздел

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ