Адаптации фольклорных сюжетов и персонажей в комиксах
DOI:
https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss2pp268-282Аннотация
В статье рассматривается роль комиксов в обучении фольклорных произведений, подчёркивается значимость их создания на основе сюжетов литературных и устно-народных текстов.
Цель и основная идея исследования – использование фольклорных сюжетов и персонажей в комиксах с целью формирования у детей интереса к устному народному творчеству. Повышение популярности визуализированных героев среди молодого поколения способствует росту мотивации к чтению оригинальных произведений.
Показано, что знакомство с адаптированными комиксами становится не только ступенью в мир литературы, но и проводником в сферу художественного и креативного восприятия.
Помимо анализа познавательного и воспитательного потенциала комиксов, в статье предлагаются педагогические и психологические подходы к их использованию как инструмента развития читательских навыков у детей.
Авторы, опираясь на методы систематизации, сравнительного анализа и обобщения научно-теоретических источников, рассматривают комиксы как эффективный механизм формирования личностных качеств у ребёнка. Приведены результаты практического исследования с конкретными примерами.
На основе анкетирования выявлен уровень популярности комиксов на казахском языке и предложены пути их эффективного применения в образовательной практике.
В результате проанализированы структура и содержание комиксов, выявлено их положительное влияние на читателя. Отдельно подчёркивается роль комиксов, созданных на основе героических эпосов, в расширении словарного запаса детей. Делается вывод о том, что комиксы – это жанр, способствующий развитию памяти, воображения и усвоению новых знаний в лёгкой и доступной форме.
Ключевые слова:
визуализация персонажей, комикс, фольклор, главный герой, навык чтения, эстетический вкусБиблиографические ссылки
Қазақ тілінің кірме сөздер сөздігі / Құраст.: Ш.Құрманбайұлы, С.Исақова, Б.Мизамхан және т.б. – А., 2019. – 596 б.
Супрун Л.И., Супрун Е.Г., Устюгова Л.А. Конструктивті тапсырмаларды орындату арқылы мидың сол жартышарын дамыту // Заманауи ғылымды қажетсінетін технологиялар. – 2018. – №6. – Б. 244-249. ISSN: 1812-7320.
Чернова Н.В., Макарова Н.Н. Оқытудың көрнекілік әдістері мен тарих сабақтарындағы жобалық әдістемелер // Ғылым және білім перспективалары. – 2018. – № 6 (36). – Б. 105-113. doi: 10.32744/pse.2018.6.11
McLuhan, Marshall. Understanding media; the extensions of man. (New York, 1987).
Toffler, Alvin. The third wave. (New York, 1980).
Сорокин А.А., Краус В.И. Клиптік ойлау // Заманауи ғылымның теориясы мен практикасы. – 2018. – №11(41). – Б. 303-306.
Шумель Т. Комікс як сродак медыяадукацыі / Медыяадукацыя на ўроках гісторыі і грамадазнаўства: дапаможнік для настаўнікаў / А.Палейка, С.Кудраўцава, Г.Давідоўская, Н.Кушнер [і інш.]; пад рэд. Н.В. Кушнер. – М., 2020. – 252 с.
Семенова Л.Э. Комикстер мен карикатуралардың білім беру мүмкіндіктері: аналитикалық шолу // Нижегородтық білім. – 2021. – №3. – Б. 78-87. ISSN: 2073-1086.
Симбирцева Н.А., Корякина Е.В. Комикстердің көркемдік ерекшеліктері: білім беру әлеуеті // Ресейдегі педагогикалық білім. – 2021. – №6. – Б. 35-41. ISSN: 2079-8717.
Yang, G. History of Comics in education / G. Yang. – URL: https: // www.humblecomics.com / comics edu.
Sharon Kinsella. Adult Manga: Culture and Power in Contemporary Japanese Society. University of Hawai'i Press, 2000. – P. 228.
Ерболқызы А. Қазіргі қазақ комиксі // Алаш республикалық қоғамдық-саяси газеті. 02 қыркүйек 2024. // https://zhasalash.kz/news/syuzhet-alsz-suret-arsz-kazak-komiks-8c7cf2.
Есенғұлова М., Ертлеуова Б., Аманжол М. Мектепке дейінгі жастағы ерекше білім беру қажеттіліктері бар балаларға қашықтан оқыту технологиясын қолдану // Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ Хабаршысы «Педагогикалық ғылымдар» сериясы, – № 2 (79), – А.: 2024. – Б. 115-131.
Ayauzhan Taussogarova, Diana Tuzelbayeva, Saule Bektemirova, Vera Yermakova, Zhaina Satkenova, Abdibek Amirov. Kazakh Gluttonous Discourse analysis of “Bas Tartu” & “Tabak Tartu”: Conceptual Image and Institutional Function // Eurasian Journal of Applied Linguistics, 10(1) (2024) P. 127-138 // http:dx.doi.org/10.32601/ejal.10112.
Қазақтың мифтік кейіпкерлері. / Құраст. С.Итегулова. А., 2016. – 276 б.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.