Семейные языковые практики и межпоколенческий языковой сдвиг: кейс Акмолинской области Казахстана

Авторы

  • Б. Газдиева Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0003-1727-7631
  • И. Михневич Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан
  • М. Тавлуй Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0001-7378-238X

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss2pp51-63

Аннотация

Языковая социализация детей в многоэтнических обществах имеет особую значимость, особенно на ранних этапах речевого развития. Данное кейс-исследование посвящено анализу семейных языковых практик (FLP) и закономерностей языкового сдвига среди ингушских и татарских детей, проживающих в Акмолинской области Казахстана. Целью исследования является оценка уровня владения родным языком, русским, казахским и иностранными языками у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также выявление динамики межпоколенческой языковой трансмиссии в условиях многоязычной среды. В рамках исследования был проведён структурированный опрос, включающий 28 вопросов, среди 43 родителей. Опрос охватывал аспекты языкового поведения, степени языкового воздействия и возраста начала речевой активности.

Результаты показывают доминирование русского языка во всех сферах общения детей – в семье, образовательных учреждениях и в среде сверстников. В то же время межпоколенческая передача родного языка ограничена, а казахский и иностранные языки занимают маргинальное положение в повседневной языковой практике детей. Исследование опирается на теоретические рамки теории языковой социализации (О. Окс и Б. Шиффелин) и теории языкового сдвига (Д. Фишман). Несмотря на региональные ограничения и сравнительно небольшой объем выборки, исследование выявляет важные тенденции, имеющие значение для более широких дискуссий о языковой политике и развитии многоязычия. Полученные данные подчеркивают необходимость поддержки как родного языка, так и казахского языка на уровне семьи и образовательных учреждений, чтобы предотвратить дальнейший языковой сдвиг в сообществах этнических меньшинств.

Ключевые слова:

многоязычие, языковая социализация, детская речь, родной язык, межпоколенческая передача, семейная языковая практика (СЯП), языковой сдвиг, доминирующий язык

Биография автора

М. Тавлуй, Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан

М.В. Тавлуй – к.ф.н., ассистент профессор кафедры общего языкознания и литературы НАО «Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова», Кокшетау, 020000, Казахстан. E-mail:
MTavlyi@shokan.edu.kz, https://orcid.org/0000-0001-7378-238X.

Библиографические ссылки

Yeskeldiyeva, B. and Tazhibayeva, S. (2015) “Multilingualism in Modern Kazakhstan: New Challenges”, Asian Social Science, vol. 11, no. 6, pp. 56-64. Available at: https://www.ccsenet.org/journal/index.php/ass/article/view/45373 (accessed 05.03.2025).

Gazdiyeva, B. (2012) Ingushskiy yazyk v Kazakhstane: funktsionirovanie v usloviyakh diaspory [The Ingush language in Kazakhstan: Functioning in diaspora conditions], Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 176 p. ISBN 978-3-659-41374-2.

Fishman, J.A. (1991) Reversing Language Shift: Theoretical and Empirical Foundations of Assistance to Threatened Languages, Clevedon: Multilingual Matters, 412 p. Available at: https://libros.kichwa.net/wp-content/uploads/2020/07/reversing-language-shift-Josua-Fishman.pdf (accessed 05.03.2025).

Spolsky, B. (2012) “Family language policy – the critical domain”, Journal of Multilingual and Multicultural Development, vol. 33, no. 1, pp. 3-11. https://doi.org/10.1080/01434632.2011.638072.

Finders, J., Wilson, E. and Duncan, R. (2023) “Early childhood education language environments: Considerations for research and practice”, Frontiers in Psychology, vol. 14, article no. 1202819. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1202819.

Nikunlassi, A. and Protasova, E. (2018) “Kak svyazany mnogoyazychiye i semya?”, in Nikunlassi, A. and Protasova, E. (eds) Mnogoyazychiye i semya, Berlin: Retorika GmbH, pp. 4–6. Available at: https://kpfu.ru/staff_files/F1257950101/Pr2_001_071_a.pdf (accessed 05.03.2025).

Ochs, E. and Schieffelin, B. (2001) “Language acquisition and socialization: Three developmental stories and their implications”, ResearchGate. Available at: https://www.researchgate.net/publication/284342576 (accessed 20.03.2025).

Wong, S. and Hatoss, A. (2024) “Intergenerational transmission and family language policy: A comparative perspective”, Journal of Language and Intercultural Communication, vol. 24, no. 2, pp. 112-129. https://doi.org/10.1080/14664208.2024.2341203.

Festman, J., Poarch, G.J. and Dewaele, J.-M. (2017) Raising Multilingual Children, Bristol: Multilingual Matters, 160 p. (Parents’ and Teachers’ Guides; vol. 23). ISBN 978-1-78309-756-2.

Utegenova, A., Kassenova, D. and Bekturova, Z. (2024) “English as a global language and identity negotiation in Kazakhstan”, Asian Englishes, vol. 26, no. 1, pp. 65-78. https://doi.org/10.17507/tpls.1402.10.

Zharkynbekova, Sh.K., Tazhibayeva, S.Zh. and Filchenko, A.U. (2025) “Problems of Preserving the Kazakh Language in China: Threats of Extinction and Ways of Solution”, Journal of Siberian Federal University – Humanities and Social Sciences, vol. 18, no. 3, pp. 502-515. EDN: DOAOGQ.

Suleimenova, E.D., Tuimebayev, Zh.K. and Aimagambetova, M.M. (2024) “Fenomen ‘gadkogo utyonka’: vybor yazyka v bilingval'noy kazakhskoy sem'e”, Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Gumanitarnye nauki, vol. 17, no. 1, pp. 197-208. EDN: UVOGNW.

Roy, M. (2023) “Language shift and heritage language maintenance among immigrant families: Evidence from bilingual households in Canada”, Journal of Multilingual and Multicultural Development, vol.44, no.1, pp.45-61. https://doi.org/10.1080/01434632.2022.2050800

Wu, X. and Li, J. (2020) “Family language policies and the shift from dialect to Mandarin in urban China”, Applied Linguistics, vol. 41, no. 5, pp. 678-699. https://doi.org/10.1093/applin/amz046.

Baimyrza, G., Tuleuova, A. and Zhaksylykova, G. (2024) “Linguistic identity and language shift among youth in Kazakhstan”, Eurasian Linguistic Journal, vol. 5, no. 1, pp. 19-35. https://doi.org/10.30564/fls.v6i5.6878.

Загрузки


Просмотров аннотации: 5 | Загрузок PDF: 3

Опубликован

20.06.2025

Как цитировать

Газдиева, Б., Михневич, И., & Тавлуй, М. (2025). Семейные языковые практики и межпоколенческий языковой сдвиг: кейс Акмолинской области Казахстана. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (2), 51–63. https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss2pp51-63