ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БИЛИНГВАЛЬНОЙ ЭЛИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ КАЗАХСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss2pp227-242Аннотация
В статье исследуется феномен формирования билингвальной элитарной личности в историко-культурном контексте Казахстана на примере творческой биографии Мурата Ауэзова. Цель исследования – определить ключевые особенности элитарной билингвальной личности, проанализировать влияние семьи, историко-культурных и образовательных факторов на процесс её формирования. В исследовании учитывается влияние двуязычия на культурную и когнитивную компетентность, а также на развитие профессиональной и социальной идентичности. Анализируется значение билингвизма для сохранения культурных норм, роли образовательной среды в становлении элитарной личности и влияния двуязычия на когнитивные способности в период взросления. В рамках исследования применяются методы когнитивного, дискурсивного анализа и историко-культурного подхода, основанного на описании биографических данных и социально-культурных традиций. Подчеркивается важность билингвальной образовательной среды для формирования элитарной личности и условий развития когнитивных способностей. Практическая значимость результатов заключается в разработке конкретных рекомендаций по формированию образовательных стратегий и программ в области филологии и социокультуры.
Ключевые слова:
билингвизм, элитарная личность, историко-культурный контекст, когнитивная компетенция, дискурсивный анализБиблиографические ссылки
Гачев Г. Французский образ мира. Зима с Декартом (роман мышление). – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2019. – С. 23.
Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Москва, ГНОЗИС, 2004. – С. 389.
Кремер Е.Н. Проблемы русско-инонационального билингвизма (языковая и этническая идентичность билингвальной личности. Автореф.канд.филол.наук. – М, 2010.
Гринберг С.А. Белорусско-русский художественный билингвизм в когнитивно-дискурсивном и лингвокультурологическом аспекте. Дисс.канд.филол.наук. – М, 2011.
Бахтикиреева, У. М. Дом бытия полилингвальных личностей (интервью с Т. Г. Боргояковой и З. А. Кучуковой) / У. М. Бахтикиреева // Новые исследования Тувы. – 2024. – № 1. – С. 276-290. – DOI 10.25178/nit.2024.1.18. – EDN PZUFRC.
Сулейменова Э.Д. Глобализация и языковая политика // Полилингвальность и транскультурные практики. – №1, 2020. – С. 112-120.
Ауэзов М.М. Иппокерна. Хождение к колодцу времени. Алматы: Издательский дом Жибек жолы, 1997. – С.170.
Бахтикиреева У.М. О транслингвизме и транскультурации через призму одной языковой биографии // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке – №2 (50). – С. 76-80.
Большое интервью Мурата Ауэзова с Арманжаном Байтасовым. 30 нобярь. (Большое интервью Мурата Ауэзова. Часть 1.) [Электрон.ресурс]. 2022. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=_tFPwGaLSRQ (дата обращения: 20.01.2025).
Интервью Мурат Ауэзов-«Знание стало оружием борьбы» с Майрой Салыковой, (Мурат Ауэзов - «Знание стало оружием борьбы» / Майра Салыкова (1 часть)) [Электрон.ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=DcyIy-BJ9nE (дата обращения: 11.01.2025).
Wang B. Translingual practice: Literature, national culture, and translated modernity. Comparative Literature, 1997. – No. 49. (3). – P. 283-285.
Weininger,M. Language Politics: The Boundaries of Homeland and Translingual Israeli Literature. Studies in The Novel, 2016. – No. 48 (4). – Pр. 477-93.
Kellman S.G. Literature Translingualism: What and Why? Polylingualism and Transcultural Practise, 2019. – Vol.16, No3. – P.337-346.
Seifer E. In a doublesharp Language// RUDN Journal of Language Education and Translingual Practices2017.– Vol.14, Issue 1. – Pр. 122-139.
Аден Ж., Сансызбаева С., Байманова Л. Когнитивное развитие учащихся в контексте билингвальной среды обучения и современных педагогических трендов в Казахстане. Вестник Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова, филологическая серия, 2024. – (2). – Рр. 222-234. https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss2pp222-234
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.