ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БИЛИНГВАЛЬНОЙ ЭЛИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ КАЗАХСТАНА

Авторы

  • Д. Худайбердина Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, Алматы, 050000, Республика Казахстан https://orcid.org/0009-0004-6352-110X
  • Л. Байманова Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-0371-0898
  • А. Сарсембаева Казахская академия искусства имени Темирбека Жургенова, Алматы, 050000, Республика Казахстан https://orcid.org/0009-0007-0272-9558

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss2pp227-242

Аннотация

В статье исследуется феномен формирования билингвальной элитарной личности в историко-культурном контексте Казахстана на примере творческой биографии Мурата Ауэзова. Цель исследования – определить ключевые особенности элитарной билингвальной личности, проанализировать влияние семьи, историко-культурных и образовательных факторов на процесс её формирования. В исследовании учитывается влияние двуязычия на культурную и когнитивную компетентность, а также на развитие профессиональной и социальной идентичности. Анализируется значение билингвизма для сохранения культурных норм, роли образовательной среды в становлении элитарной личности и влияния двуязычия на когнитивные способности в период взросления. В рамках исследования применяются методы когнитивного, дискурсивного анализа и историко-культурного подхода, основанного на описании биографических данных и социально-культурных традиций. Подчеркивается важность билингвальной образовательной среды для формирования элитарной личности и условий развития когнитивных способностей. Практическая значимость результатов заключается в разработке конкретных рекомендаций по формированию образовательных стратегий и программ в области филологии и социокультуры.

Ключевые слова:

билингвизм, элитарная личность, историко-культурный контекст, когнитивная компетенция, дискурсивный анализ
Поддерживающие организации
Исследование проводится при поддержке Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в рамках научного проекта [ИРН АР23486380] «Тюркские языки Казахстана в условиях духовной модернизации общества от графики к эпическому тексту» (по программе грантового финансирования научных и научно-технических проектов на 2024-2026 годы).

Биография автора

Д. Худайбердина, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, Алматы, 050000, Республика Казахстан

Д.А. Худайбердина – докторантка 1 курса Казахского национального университета имени аль-Фараби, aилологический факультет, кафедра русской филологии и мировых языков, Алматы, 050038, пр.аль-Фараби, 71, Республика Казахстан. E-mail: dinara.azretalievna@gmail.com, https://orcid.org/0009-0004-6352-110X.

Библиографические ссылки

Гачев Г. Французский образ мира. Зима с Декартом (роман мышление). – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2019. – С. 23.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Москва, ГНОЗИС, 2004. – С. 389.

Кремер Е.Н. Проблемы русско-инонационального билингвизма (языковая и этническая идентичность билингвальной личности. Автореф.канд.филол.наук. – М, 2010.

Гринберг С.А. Белорусско-русский художественный билингвизм в когнитивно-дискурсивном и лингвокультурологическом аспекте. Дисс.канд.филол.наук. – М, 2011.

Бахтикиреева, У. М. Дом бытия полилингвальных личностей (интервью с Т. Г. Боргояковой и З. А. Кучуковой) / У. М. Бахтикиреева // Новые исследования Тувы. – 2024. – № 1. – С. 276-290. – DOI 10.25178/nit.2024.1.18. – EDN PZUFRC.

Сулейменова Э.Д. Глобализация и языковая политика // Полилингвальность и транскультурные практики. – №1, 2020. – С. 112-120.

Ауэзов М.М. Иппокерна. Хождение к колодцу времени. Алматы: Издательский дом Жибек жолы, 1997. – С.170.

Бахтикиреева У.М. О транслингвизме и транскультурации через призму одной языковой биографии // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке – №2 (50). – С. 76-80.

Большое интервью Мурата Ауэзова с Арманжаном Байтасовым. 30 нобярь. (Большое интервью Мурата Ауэзова. Часть 1.) [Электрон.ресурс]. 2022. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=_tFPwGaLSRQ (дата обращения: 20.01.2025).

Интервью Мурат Ауэзов-«Знание стало оружием борьбы» с Майрой Салыковой, (Мурат Ауэзов - «Знание стало оружием борьбы» / Майра Салыкова (1 часть)) [Электрон.ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=DcyIy-BJ9nE (дата обращения: 11.01.2025).

Wang B. Translingual practice: Literature, national culture, and translated modernity. Comparative Literature, 1997. – No. 49. (3). – P. 283-285.

Weininger,M. Language Politics: The Boundaries of Homeland and Translingual Israeli Literature. Studies in The Novel, 2016. – No. 48 (4). – Pр. 477-93.

Kellman S.G. Literature Translingualism: What and Why? Polylingualism and Transcultural Practise, 2019. – Vol.16, No3. – P.337-346.

Seifer E. In a doublesharp Language// RUDN Journal of Language Education and Translingual Practices2017.– Vol.14, Issue 1. – Pр. 122-139.

Аден Ж., Сансызбаева С., Байманова Л. Когнитивное развитие учащихся в контексте билингвальной среды обучения и современных педагогических трендов в Казахстане. Вестник Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова, филологическая серия, 2024. – (2). – Рр. 222-234. https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss2pp222-234

Загрузки


Просмотров аннотации: 1 | Загрузок PDF: 0

Опубликован

20.06.2025

Как цитировать

Худайбердина, Д., Байманова, Л., & Сарсембаева, А. (2025). ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БИЛИНГВАЛЬНОЙ ЭЛИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ КАЗАХСТАНА. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (2), 227–242. https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss2pp227-242