Поэтика драмы «Письмо пятерых» Ш. Муртазы

Авторы

  • К. Мусабеков Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова, Шымкент, 160000, Республика Казахстан https://orcid.org/0009-0000-0105-4471
  • Г. Кошикбаева Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова, Шымкент, 160011, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-9974-703X
  • Ш. Алтынбеков Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова, Шымкент, 160011, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-5531-8652

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss3pp286-298

Аннотация

В статье анализируются поэтические особенности драмы «Письмо пятерых» писателя Шерхана Муртазы. Основная цель статьи ‒ раскрыть мастерство писателя и его образность путем анализа общей поэтической специфики, созданной с помощью художественных элементов в драме.

Цель научной работы ‒ проанализировать специфику пьесы «Письмо пятерых» Шерхана Муртазы и обосновать путь поэтического роста современной казахской литературы в области драматургии.

В качестве методологической основы исследования использованы труды зарубежных и отечественных ученых. В частности, были изучены работы М. Ауэзова, Р. Нургали, А. Тымболовой, Т. Пентера, А. Софера, О. Николаевой и других исследователей.

В ходе исследования были проанализирован национальный колорит в драме «Письмо пятерых» Шерхана Муртазы, а также авторская позиция, художественная самобытность и, в целом, заслуги знаменитых казахстанских деятелей культуры перед народом в условиях трагической исторической ситуации. Также были рассмотрены особенности художественных образов, созданных поэтическим языком писателя.

При проведении исследования использовались методы анализа, наблюдения и описания, направленные на дифференциацию и систематизацию материала, основанного на фактах.

Научная значимость работы заключается в том, что в авторы предлагают новую модель анализа драматургических произведений, включающую полное раскрытие сущности термина «поэтика» и теоретических понятий, изучаемых в данном контексте.

Практическая значимость выводов состоит в том, что данная статья может быть использована в качестве дополнительного учебного материала при изучении особенностей драматургии современной казахской литературы в высших учебных заведениях. 

Ключевые слова:

поэтика драматургии, национальный тон, поэтика идеи, поэтика композиции, драматическое противостояние, трагическое

Биография автора

К. Мусабеков, Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова, Шымкент, 160000, Республика Казахстан

Мусабеков К.А. – докторант, Южно-Казахстанский университет имени М. Ауезова, Шымкент, 160000, Республика Казахстан. E-mail: musabekov_82@inbox.ru, https://orcid.org/0009-0000-0105-4471.

Библиографические ссылки

Әуезов М. Реалистік драма жолында. URL: https://el.kz/content-5331_4580/ (қаралды: 09.08.2024).

Karsten H. Philological Sciences (Ukraine). – 2018. – No. 28. pp. 24-31.

Нұрғалиев Р. Драма өнері. URL: https://adebiportal.kz/kz/books/view/drama-oneri__3089 (қаралды: 09.08.2024).

Тымболова А. Драмалық шығармалардың лингвистикалық поэтикасы. – Алматы: Елтаным баспасы, 2013. – 328 б.

Мұртаза Ш. Бесеудің хаты. URL: https://bilim-all.kz/article/17656-Beseudin-haty (қаралды: 09.08.2024).

Marina R. Zheltukhina et al. Identity as an Element of Human and Language Universes: Axiological Aspect // International Journal of Environmental & Science Education. – 2016, Vol. 11, No. 17. – pp. 10413-10422.

Қабдолов З. Сөз өнері. – Алматы, 1992. – 271 б.

Penter T. From a Local Erfahrungsgeschichte of Holodomor to a Global History of Famines // Contemporary European History. – 2018. – 27(3). – P. 445-449. DOI: 10.1017/S0960777318000309.

Абжалова А. Қазақ драматургиясының зерттелу жолдары // Bulletin KazNU. Filology series. – 2012. – № 2(136). – Б. 174-177.

Қазақ мәдениеті. Энциклопедиялық анықтамалық. – Алматы, 2005. –507 б.

Күй аңызы: Сейтектің күйі «Заман-ай» қалай туды? URL: https://egemen.kz/article/341848-kuy-anhyzy-seytektinh-kuyi-zaman-ay-qalay-tudy (қаралды: 09.08.2024).

Қара қаншық ән мәтіні. URL: https://ander.kz (қаралды: 09.08.2024).

Sofer A. Thinking Through Phenomena: Theatre Phenomenology in Theory and Practice // Theatre Journal. – 2022. – 74(3). – P. 389-403. DOI: 10.1353/tj.2022.007.

Nikolaeva, O. Scenography of the Unimaginable: Exploring Trauma of Others in 872 days // Theatre Research International. – 2022. – 49(1). – P. 46-58. DOI: 1017/S0307883322000099.

Hillman R. (Re) constructing Political Theatre: Discursive and Practical Frameworks for Theatre as an Agent for Change // New Theatre Quarterly, Cambridge University Press, 2015. – V. 31. – P. 380-396. DOI: 10.1017/S0266464X1500069X.

Загрузки


Просмотров аннотации: 0 | Загрузок PDF: 0

Опубликован

29.09.2025

Как цитировать

Мусабеков, К., Кошикбаева, Г., & Алтынбеков, Ш. (2025). Поэтика драмы «Письмо пятерых» Ш. Муртазы . Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (3), 286–298. https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss3pp286-298