Язык онлайн-петиций: юридический дискурс в контексте гражданской активности

Авторы

  • С. Жанжигитов Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-7814-1378

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss3pp359-375

Аннотация

Статья посвящена анализу онлайн-петиции, опубликованных на платформе Otinish.kz с сентября 2020 года по апрель 2024 года Актуальность работы связана с необходимостью понимания факторов, влияющих на положительный исход петиций, которые являются важным инструментом гражданской активности. Цель исследования – выявить закономерности, определяющие успешность петиций, с акцентом на роль юридической, логической и эмоциональной аргументации. Научная новизна заключается в определении механизмов влияния структуры и содержания заявок на их положительные результаты. Методология включает контент-анализ, семантический анализ ключевых слов и классификацию петиций по типам аргументации с использованием инструментов Parsehub и Microsoft Excel. В результате выявлено, что успешные петиции характеризуются четкой юридической аргументацией, конкретными предложениями и детальным описанием проблемы. Исследование внесет вклад в изучение цифровых форм гражданской активности, показав значимость риторики в достижении общественных целей. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования способствуют созданию эффективных петиций и улучшению коммуникации между гражданами и государством.

Ключевые слова:

лингвистика, интернет-петиция, юридический дискурс, лингвистический анализ, аргументация, контент-анализ, юридическая терминология, риторические стратегии
Поддерживающие организации
This article was prepared under the grant financing of the Committee of Science of the Ministry of Science and Higher Education of the Republic of Kazakhstan for 2025-2027 within the framework of the project AP25793567 "Pedagogical model for the development of legal professionals' linguoconflictological competence (within the framework of the "Listening State" concept)".

Биография автора

С. Жанжигитов, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан

С.Ж. Жанжигитов – PhD, старший преподаватель кафедры казахского языкознания Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан. E-mail: syrymphd@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7814-1378.

Библиографические ссылки

Feng S., Li M., Erstad O. Social connections matter: online and offline civic engagement among college students // Proceedings of the Association for Information Science and Technology. – 2021. –№1(58). – P. 127-138. https://doi.org/10.1002/pra2.442

Mulyono B., Affandi I., Suryadi K., Darmawan C. Online civic engagement: fostering citizen engagement through social media // Jurnal Civics Media Kajian Kewarganegaraan. – 2022. –№1(19). – P. 75-85. https://doi.org/10.21831/jc.v19i1.49723

Riski W. Communicating democratic will online: the case of mass rejection to fuel price adjustment policy in Indonesia // Jurnal Ranah Komunikasi (Jrk). – 2023. – №1(7). – P. 33. https://doi.org/10.25077/rk.7.1.33-42.2023

Brenne S. Political discussion on social media and the public sphere // Sociology and Anthropology. – 2016. – №4(4). – P. 270-275. https://doi.org/10.13189/sa.2016.040410

Indriyani D. The impact of project-based learning to build student civic engagement in the digital age // 2023. – P. 120-125. https://doi.org/10.2991/978-2-38476-096-1_14

Lai T. Legal exclusion, civic exclusion: how legal status stratifies Latino immigrants’ civic engagement // International Migration Review. – 2020. – №1(55). – P. 195-226. https://doi.org/10.1177/0197918320923274

Ellis R. “a world class city of your own!”: civic governmentality in Chennai, India // Antipode. – 2011. – №4(44). – P. 1143-1160. https://doi.org/10.1111/j.1467-8330.2011.00958.x

Kennedy K., Kuang X. Asian students’ preferred forms of future civic engagement: beyond conventional participation // 2021. – P. 193-213. https://doi.org/10.1007/978-3-030-75746-5_11

Zysberg L. Psychological aspects of civic engagement during the legislative crisis in Israel // Psychology. – 2023. – №11(14). – P. 1671-1686. https://doi.org/10.4236/psych.2023.1411097

Roque R., Dasgupta S., Costanza-Chock S. Children’s civic engagement in the Scratch online community // Social Sciences. – 2016. – №4(5). – P. 55. https://doi.org/10.3390/socsci5040055

Lin H. Civic participation in China: a comparative study between WeChat and Douyin as a democratic arena // Aoir Selected Papers of Internet Research. – 2023. – https://doi.org/10.5210/spir.v2023i0.13448

Zhalmakhanov Sh. Sh., Zhalmakhanova Zh. Sh. Lingvistikalyq saraptamanyñ negizgi nysany – söyleudegi dauly mätingder [The main object of linguistic examination – disputed texts in speech], Vestnik Karagandinskogo universiteta [Bulletin of Karaganda University], No. 2 (70), 21-27 (2013). [In Kazakh]

Primashov N. M. Qūqyqtyq-lingvistikalyq monitoring zañnamany zhetildiru qūraly retinde [Legal-linguistic monitoring as a tool for improving legislation], Qazaqstan Respublikasy Zangnama institutynyñ zharshysy [Bulletin of the Legislation Institute of the Republic of Kazakhstan], No. 5 (41), 126-129 (2015). [In Kazakh]

Tausogharova A. Q. Sot-lingvistikalyq saraptama mäseleleri: oku quraly [Issues of forensic linguistic expertise: a study guide] (Almaty, 2006). [In Kazakh]

Aqylbekova G. K. Lingvistikalyq saraptama: qoldanystaǵy zañnama terminologiýasy materialynda [Linguistic expertise: based on the terminology of current legislation], Qazaqstan Respublikasy Zangnama institutynyñ zharshysy [Bulletin of the Legislation Institute of the Republic of Kazakhstan], No. 2 (43), 89-92 (2016). [In Kazakh]

Tolchek V. A. Argumentatsiia v iuridicheskoi nauke: teoreticheskie aspekty i prakticheskoe primenenie [Argumentation in legal science: theoretical aspects and practical application], Problemy nauki [Problems of Science], No. 7, 28-30 (2013). [In Russian]

Rebrina L. N. Onlain-petitsii kak forma protestnoi kommunikatsii v kontekste elektronnoy demokratii [Online petitions as a form of protest communication in the context of electronic democracy], Mir nauki, kultury, obrazovaniia [World of Science, Culture, and Education], No. 3 (70), 478-483 (2018). [In Russian]

Marlia M., Nurhadi J., Puspandari D., Taufik I., Widia I., Kodariah S. et al. Plain language intervention to improve public understanding of legal language: descriptive analysis of controversial articles in the job creation law // Journal of Law and Sustainable Development. – 2024. – №2(12). – P. e3224. https://doi.org/10.55908/sdgs.v12i2.3224

Vasiliev A., Pechatnova Y., Mamychev A. Digital ecology: artificial intelligence impact on legal and environmental sphere // Ukrainian Journal of Ecology. – 2020. – №5(10). – P. 150–154. https://doi.org/10.15421/2020_222

Luo M. Law, culture and language: challenges in legal term translation from the perspective of comparative legal culture // English Language Teaching and Linguistics Studies. – 2024. – №6(6). – P. 14. https://doi.org/10.22158/eltls.v6n6p14

Загрузки


Просмотров аннотации: 0 | Загрузок PDF: 0

Опубликован

29.09.2025

Как цитировать

Жанжигитов, С. (2025). Язык онлайн-петиций: юридический дискурс в контексте гражданской активности . Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (3), 359–375. https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss3pp359-375