Cовременная культура Казахстана и лингвистика в контексте гуманитаризации образования
DOI:
https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss3pp255-266Аннотация
В статье рассматриваются важнейшие для гуманитарных наук проблемы, связанные с эпистемологией, современной культурой Казахстана и новыми трендами в лингвистике. Авторы обращают внимание на важные компоненты человеческого ресурса, которые необходимы в период стремительного развития технологий и становятся востребованными наряду с коэффициентом интеллекта в условиях социального дистанцирования. Авторы выражают обеспокоенность относительно однобокости гуманитарного образования современного общества, растущей конкурентной способности искусственного интеллекта над человеческим. В статье затрагивается идея о необходимости развития гуманитарного знания и неизбежности ведения разъяснительной работы в целях заполнения пробелов такого знания, сохранения и передачи его последующим поколениям во избежание неустойчивости ментальных законов регулирующих речевую деятельность в условиях перехода учебной и рабочей деятельности в онлайн режим. С позиции преподавателей русского, английского языков авторы статьи предоставляют результаты опросов и своих наблюдений как источник для дальнейших научных исследований. Особое внимание уделяется проблемам смены лингвистических парадигм в условиях посткомпьютерной эпохи, а именно, переход к макропарадигме (когнитивно-коммуникативной парадигме). Обосновывается идея о гуманитаризации образования и развитии эмоционального интеллекта, лингвистического образования, затрагиваются вопросы связанные с обновлением содержания среднего (и дошкольного) образования в Казахстане требующие пересмотр нормативных документов, регулирующих учебный процесс. В этой связи обращается внимание на развитие личности, обладающей различными качествами, соответствующими современным потребностям профессионализма, а также эмотивностью, командным духом.
Ключевые слова:
эпистемология, гуманитарные науки, гуманитарное знание, гуманитаризация науки, квинтэссенция информационной цивилизации, лингвистика, искусственный интеллект, культура, формирование личности, трансформации общественного сознанияБиблиографические ссылки
Belousova, E.E. (2016), “Technologii iskusstvennogo intelleckta v obrazovanii: visovy i vozmozhnosti” [Artificial intelligence technologies in education: challenges and opportunities], Materialy XVI Mezhdunarodnnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Proc. of the 16th Int. Sci. Conf.], Moscow, Russia. pp. 17-18. [in Russian].
Buribaeva, M.A. (2016), Yazyk. Lichnost. Obshestvo [Language. Personality. Society], Sbornick nauchnych statey [Collection of Scientific Articles], issue 2, pp. 60. [in Russian].
Detskaya literatura Rossii kak kanal vosproizvodstva duhovnyh cennostej naroda (2010), [Children's literature in Russia as a channel for reproduction of spiritual values of the people]. Available at: https://www.refsru.com/referat-7326-1.html (Accessed 8 August 2023). [in Russian].
Zavgorodnyaya, M.S. and Makarova, T.S. (2021), “Osobennosti mezhkulturnoy kommunikazii posredstvom primeneniya zifrovych technology” [Features of intercultural communication through the use of digital technologies]. Materialy III Mezhdunarodnnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Proc. of the 3rd Int. Sci. Conf.], Ryazan, Russia, pp. 151-154. [in Russian].
Zaichenko, N.A. (2020), “Didzhitalizaziya obrazovaniya kak triger izmeneniy obrazovatelnych otnosheniy” [Digitalization of education as a trigger for changes in educational relations], Economics and Management, Saint-Petersburg, Russia, pp. 1157-1169. [in Russian].
Leont'ev, D.A. (1997), Psihologiya s chelovecheskim licom. Gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoj psihologii [Psychology with a human face. Humanistic Perspective in Post-Soviet Psychology], Moscow, Russia, pp. 15 [in Russian].
Karaulov, Yu.N. (1987), Russkij yazyk i yazykovaya lichnost [Russian language and language personality], Moscow, Russia, pp. 38. [in Russian].
Martin, Carnoy (2001), Globalizaciya, tendencii v obrazovanii i otkrytoe obshchestvo. Programma podderzhki obrazovaniya Open Society Institute – Obrazovanie i otkrytoe obshchestvo: kriticheskaya ocenka novyh perspektiv i potrebnostey [Globalization, trends in education and open society. Education Support Program Open Society Institute - Education and the Open Society: Critical Appraisal of New Perspectives and Needs], Stanford, California, USA, pp. 9-24. [in Russian].
Kubryakova, E.S. (2004), Yazyk i znanie [Language and knowledge], Moscow, Russia, 560 p. [in Russian].
Nazmudinov, V.YA. and Valiullin, N.A. (2014), Gumanitarnoe obrazovanie v informacionnom obshchestve [Education in the humanities of information society] Problemy i perspektivy socialno-gumanitarnyh nauk v kontekste globalizacii: ekonomika, obshchestvo, pravo [Issues and prospects of social sciences and humanities in the context of globalization: economics, society, law]. Materialy Mezhdunarodnnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Proc. of the Int. Sci. Conf.], Joshkar-Ola, Russia, pp. 10-17. [in Russian].
Osnovatel Alibaba Dzhek Ma nazval sekret svoego uspekha (2017), [Alibaba founder Jack Ma revealed the secret to his success] Available at: https://lifehacker.ru/secret-of-success-according-to-jack-ma (Accessed 7 August 2023) [in Russian].
Pavlova, L.G. (2011), Gumanitarnoe obrazovanie [Humanitarian education], Moscow, Russia, pp. 34. [in Russian]
Piotrovskij, R.G., Bektaev, K.B. and Piotrovskaya A.A. (1977), Matematicheskaya lingvistika [Mathematical linguistics], Moscow, Russia, pp. 384. [in Russian].
Yakusheva, N.Yu. (2013), “Epistemologiya v kontekste kognitivnyh nauk” [Epistemology in the context of cognitive sciences] Aktualnye voprosy obshchestvennyh nauk: sociologiya, politologiya, filosofiya, istoriya [Topical issues of social sciences: sociology, political science, philosophy, history]. Materialy XX Mezhdunarodnnoj nauchno-prakticheskoy konferencii [Proc. of the 20th Int. Sci. Conf.], Novosibirsk, Russia, pp. 34. [in Russian].
Berndt, Catherine Helen (1959), Women’s changing ceremonies in Northern Australia, Paris: Hermann, France, pp. 6-12.
Received: 11.06.2024
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.