Cовременная культура Казахстана и лингвистика в контексте гуманитаризации образования

Авторы

  • И.Н. Кузнецова Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, 050040, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0003-3883-7087
  • Н.Ж. Шаймерденова Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, 050040, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-2830-8336
  • М.А. Бурибаева Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата, Кызыл-Орда, 120000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-2739-0905

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss3pp255-266

Аннотация

В статье рассматриваются важнейшие для гуманитарных наук проблемы, связанные с эпистемологией, современной культурой Казахстана и новыми трендами в лингвистике. Авторы обращают внимание на важные компоненты человеческого ресурса, которые необходимы в период стремительного развития технологий и становятся востребованными наряду с коэффициентом интеллекта в условиях социального дистанцирования. Авторы выражают обеспокоенность относительно однобокости гуманитарного образования современного общества, растущей конкурентной способности искусственного интеллекта над человеческим. В статье затрагивается идея о необходимости развития гуманитарного знания и неизбежности ведения разъяснительной работы в целях заполнения пробелов такого знания, сохранения и передачи его последующим поколениям во избежание неустойчивости ментальных законов регулирующих речевую деятельность в условиях перехода учебной и рабочей деятельности в онлайн режим. С позиции преподавателей русского, английского языков авторы статьи  предоставляют результаты опросов и своих наблюдений как источник для дальнейших научных исследований. Особое внимание уделяется проблемам смены лингвистических парадигм в условиях посткомпьютерной эпохи, а именно, переход к макропарадигме (когнитивно-коммуникативной парадигме). Обосновывается идея о гуманитаризации образования и развитии эмоционального интеллекта, лингвистического образования, затрагиваются вопросы связанные с обновлением содержания среднего (и дошкольного) образования в Казахстане требующие пересмотр нормативных документов, регулирующих учебный процесс. В этой связи обращается внимание на  развитие личности, обладающей различными качествами, соответствующими  современным потребностям профессионализма, а также эмотивностью, командным духом.

Ключевые слова:

эпистемология, гуманитарные науки, гуманитарное знание, гуманитаризация науки, квинтэссенция информационной цивилизации, лингвистика, искусственный интеллект, культура, формирование личности, трансформации общественного сознания

Биография автора

И.Н. Кузнецова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, 050040, Республика Казахстан

Кузнецова И.Н. – PhD-студент, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, 050000, Республика Казахстан. E-mail: Irina_Rozagi@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3883-7087.

Библиографические ссылки

Belousova, E.E. (2016), “Technologii iskusstvennogo intelleckta v obrazovanii: visovy i vozmozhnosti” [Artificial intelligence technologies in education: challenges and opportunities], Materialy XVI Mezhdunarodnnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Proc. of the 16th Int. Sci. Conf.], Moscow, Russia. pp. 17-18. [in Russian].

Buribaeva, M.A. (2016), Yazyk. Lichnost. Obshestvo [Language. Personality. Society], Sbornick nauchnych statey [Collection of Scientific Articles], issue 2, pp. 60. [in Russian].

Detskaya literatura Rossii kak kanal vosproizvodstva duhovnyh cennostej naroda (2010), [Children's literature in Russia as a channel for reproduction of spiritual values of the people]. Available at: https://www.refsru.com/referat-7326-1.html (Accessed 8 August 2023). [in Russian].

Zavgorodnyaya, M.S. and Makarova, T.S. (2021), “Osobennosti mezhkulturnoy kommunikazii posredstvom primeneniya zifrovych technology” [Features of intercultural communication through the use of digital technologies]. Materialy III Mezhdunarodnnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Proc. of the 3rd Int. Sci. Conf.], Ryazan, Russia, pp. 151-154. [in Russian].

Zaichenko, N.A. (2020), “Didzhitalizaziya obrazovaniya kak triger izmeneniy obrazovatelnych otnosheniy” [Digitalization of education as a trigger for changes in educational relations], Economics and Management, Saint-Petersburg, Russia, pp. 1157-1169. [in Russian].

Leont'ev, D.A. (1997), Psihologiya s chelovecheskim licom. Gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoj psihologii [Psychology with a human face. Humanistic Perspective in Post-Soviet Psychology], Moscow, Russia, pp. 15 [in Russian].

Karaulov, Yu.N. (1987), Russkij yazyk i yazykovaya lichnost [Russian language and language personality], Moscow, Russia, pp. 38. [in Russian].

Martin, Carnoy (2001), Globalizaciya, tendencii v obrazovanii i otkrytoe obshchestvo. Programma podderzhki obrazovaniya Open Society Institute – Obrazovanie i otkrytoe obshchestvo: kriticheskaya ocenka novyh perspektiv i potrebnostey [Globalization, trends in education and open society. Education Support Program Open Society Institute - Education and the Open Society: Critical Appraisal of New Perspectives and Needs], Stanford, California, USA, pp. 9-24. [in Russian].

Kubryakova, E.S. (2004), Yazyk i znanie [Language and knowledge], Moscow, Russia, 560 p. [in Russian].

Nazmudinov, V.YA. and Valiullin, N.A. (2014), Gumanitarnoe obrazovanie v informacionnom obshchestve [Education in the humanities of information society] Problemy i perspektivy socialno-gumanitarnyh nauk v kontekste globalizacii: ekonomika, obshchestvo, pravo [Issues and prospects of social sciences and humanities in the context of globalization: economics, society, law]. Materialy Mezhdunarodnnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Proc. of the Int. Sci. Conf.], Joshkar-Ola, Russia, pp. 10-17. [in Russian].

Osnovatel Alibaba Dzhek Ma nazval sekret svoego uspekha (2017), [Alibaba founder Jack Ma revealed the secret to his success] Available at: https://lifehacker.ru/secret-of-success-according-to-jack-ma (Accessed 7 August 2023) [in Russian].

Pavlova, L.G. (2011), Gumanitarnoe obrazovanie [Humanitarian education], Moscow, Russia, pp. 34. [in Russian]

Piotrovskij, R.G., Bektaev, K.B. and Piotrovskaya A.A. (1977), Matematicheskaya lingvistika [Mathematical linguistics], Moscow, Russia, pp. 384. [in Russian].

Yakusheva, N.Yu. (2013), “Epistemologiya v kontekste kognitivnyh nauk” [Epistemology in the context of cognitive sciences] Aktualnye voprosy obshchestvennyh nauk: sociologiya, politologiya, filosofiya, istoriya [Topical issues of social sciences: sociology, political science, philosophy, history]. Materialy XX Mezhdunarodnnoj nauchno-prakticheskoy konferencii [Proc. of the 20th Int. Sci. Conf.], Novosibirsk, Russia, pp. 34. [in Russian].

Berndt, Catherine Helen (1959), Women’s changing ceremonies in Northern Australia, Paris: Hermann, France, pp. 6-12.

Received: 11.06.2024

Загрузки


Просмотров аннотации: 42 | Загрузок PDF: 19

Опубликован

27.09.2024

Как цитировать

Кузнецова, И., Шаймерденова, Н., & Бурибаева, М. (2024). Cовременная культура Казахстана и лингвистика в контексте гуманитаризации образования. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (3), 255–266. https://doi.org/10.59102/kufil/2024/iss3pp255-266

Выпуск

Раздел

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.