Методические основы использования антропонимной лексики при обучении казахскому языку англоязычной аудитории

Авторы

  • Г. Рысбекқызы Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан https://orcid.org/0009-0005-2122-0293
  • Б. Абдуалиулы Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0003-1481-8850

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss1pp346-357

Аннотация

При обучении казахскому языку англоязычной аудитории знакомство с культурой нации открывает учащемуся возможность почувствовать природу языка. В связи с этим очень важно использование антропонимических единиц в качестве языкового материала. Личные имена в казахском языке и лексика, связанная с именами и нашими культурными и социальными особенностями, имеют ряд моментов, вызывающих проблемы у иностранных граждан. Чтобы не допустить подобных трудностей, в статье описаны и представлены виды заданий, которые можно включить в методику преподавания казахского языка как иностранного. Прежде всего, было обращено внимание на важность социокультурной компетенции при обучении иностранному языку. Сделаны обзоры предыдущих исследований по теме, а также проведен краткий анализ особенностей личных имен для включения их в содержание знаний.

В результате проведенных интервью с англоязычными гражданами выявлены недопонимания и трудности, возникающие в отношении личных имен в казахском языке, и предложены пути их решения. Были приведены примеры упражнений и заданий, связанных с использованием антропонимических данных при обучении казахскому языку англоязычной аудитории.

Ключевые слова:

антропоним, оним, методика обучения казахскому языку, казахский язык как иностранный, социокультурная компетенция

Биография автора

Г. Рысбекқызы, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, 010000, Республика Казахстан

Г. Рысбеккызы – докторант, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, Астана, 000001, Республика Казахстан. E-mail: gulnazrysbekkyzy@gmail.ru, https://orcid.org/0009-0005-2122-0293.

Библиографические ссылки

MacKenzie L. What’s in a name? Teaching linguistics using onomastic data // Language. – 2018. – Vol. 94. no 4. – pp. e293-e310. https://doi.org/10.1353/lan.2018.0068

Мартыненко Ю.Б. Қытайлық білім алушыларға орыс антропонимдерін оқыту // Білім берудегі педагогика мен психология. – 2020. – №1. 94-105 бб. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-1-94-105

Сергеева Н.М. Орыс тілін шет тілі ретінде оқытудың қарапайым деңгейіндегі орыс антропонимдері // Костром мемлекеттік университетінің хабаршысы. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. – Т. 27. № 3. – 195-201 бб.

Agabekova Z. Methods of using onomastics in teaching language and culture // Global Journal of Sociology: Current Issues. – 2017. – 7(2). – pp. 104-109. https://doi.org/10.18844/gjs.v7i2.2395

Алимхан А. Топонимиялық деректердің лингвоелтанымдық мәні // «Ұлттық ономастика феномені: ел тарихы, жер тағдыры» атты халықаралық ғылыми-практикалық конференцияның материалдар жинағы. – Алматы, 2022. – 131-136 бб.

Жанұзақ Т., Рысберген Қ. Қазақ ономастикасы: жетістіктері мен болашағы. – Алматы: Азия, 2004. – 128 б.

Owczarek D. The foreign language student as an ethnographer: language games and ethnographic techniques for enhancing the development of intercultural competence through studying foreign language culture // Neofilolog. – 2020. 55(2). – pp. 265-286. https://doi.org/10.14746/n.2020.55.2.7

Kramsch C., Whiteside A. Language ecology in multilingual settings. Towards a theory of symbolic competence // Applied Linguistics. – 2008. 29(4). – pp. 645-671. https://doi.org/10.1093/applin/amn022

Жанұзақ Т. Қазақ есімдерінің тарихы. – Алматы: Ғылым, 1971. – 218 б.

Әбдуәлиұлы Б. Антропонимдік өзек және лексикалық сабақтастық // Абай ат. ҚазҰПУ Хабаршысы, фил. сер. – 2020. – №2 (72). – 57-63 бб.

Әбдуәлиұлы Б.Антропонимдік өзек және морфологиялық сабақтастық // Ш.Уәлиханов ат. КУ Хабаршысы, фил. сер. – 2020. – №4 (1). – 14-22 бб.

Загрузки


Просмотров аннотации: 0 | Загрузок PDF: 0

Опубликован

26.03.2025

Как цитировать

Рысбекқызы, Г., & Абдуалиулы , Б. (2025). Методические основы использования антропонимной лексики при обучении казахскому языку англоязычной аудитории. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (1), 346–357. https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss1pp346-357

Выпуск

Раздел

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.