ОБРАЗ КАЗАХСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЫ В ВОСПРИЯТИИ ЧИТАТЕЛЕЙ ТРАНСЛИНГВАЛЬНОЙ КАЗАХСТАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СВОБОДНОГО АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)
Аннотация
Статья посвящена изучению восприятия транскультурной русскоязычной литературы. Рассматривается концепт «Музыка» как образ казахской лингвокультуры, объективированный в романе казахстанского писателя-билингва Роллана Сейсенбаева «Мертвые бродят в песках». Анализируются репрезентанты концепта «Музыка» в лексико-фразеологической системе русского языка на основе лексикографических источников, а также специфичные вербализаторы данного концепта в художественном дискурсе казахстанского автора. Приведены результаты психолингвистического эксперимента, охарактеризован ассоциативный слой художественного концепта «Музыка», возникающий в сознании потенциальных читателей произведений Р.Сейсенбаева, для которых, как и для самого автора, характерно транскультурное восприятие действительности.
Ключевые слова:
транскультурность, образ казахской лингвокультуры, концепт «Музыка», писатель-билингвБиблиографические ссылки
Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. – М.: Языки славянских культур, 2007. –248 с.
Карасик В.И. Языковая спираль: ценности, знаки, мотивы. – Волгоград: Парадигма, 2015. – 383 с.
Ортис Ф. Кубинский контрапункт табака и сахара // Иностранная литература. – 2015. – №1. – URL: https://magazines.gorky.media/inostran/2015/1
Вельш В. Транскультурность – измененное состояние сегодняшних культур [Электронный ресурс]. – 2018. – URL: https://www.via-regia.org/bibliothek/pdf/heft20/welsch_transkulti.pdf
Epstein М. Transcultural Experiments: Russian and American Models of Creative Communication (with Ellen Berry). – New York: St. Martin’s Press (Scholarly and Reference Division), 1999. – 340 pp.
Kellman S.G. Switching Languages: Translingual Authors Reflect on their Craft / S. G. Kellman. –London: University of Nebraska Press, 2003. — 339 p.
Тлостанова М.В., Бахтикиреева У.М., Валикова О.А. «За бартом»: интервью с Мадиной Тлостановой // Полилингвальность и транскультурные практики. – Москва: РУДН, 2020. Т. 17. № 3. – С. 415-421. [Электрон.ресурс]. – URL: DOI 10.22363/2618-897X-2020-17-3-415-421 (дата обращения: 15.02.2023).
Бахтикиреева У.М. Творческая билингвальная личность (особенности русского текста автора тюркского происхождения) / У.М. Бахтикиреева. — Астана: ЦБО и МИ, 2009. — 259 с.
Бахтикиреева У.М. Русофон – русофонный – русофония – русофонная литература –слова глобальные или локальные? // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – Хабаровск: ДВГУПС, 2021. Т. 18. №1. – С. 11-17.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / пер. с нем. – М.: Прогресс, 1987. – Т. 3. –832 с. – Т. 4. – 864 с.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. – М.: Рус.яз., 1985. – Т. 2. – 886 с.
Пословицы и поговорки о музыке и песнях [Электрон.ресурс]. – URL: https:/ermak.su (дата обращения: 15.08.2022).
Сейсенбаев Р. Мертвые бродят в песках. – Международный клуб Абая, Жидебай, 2006. –673 с.
Темирова Ж.Г. Ассоциативно-образный слой художественного концепта «Музыка» в романе Р.Сейсенбаева «Мертвые бродят в песках» // Сборник материалов X Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст». – Томск, 2018. – С. 83-90.
Темирова Ж.Г. Из опыта применения метода свободного ассоциативного эксперимента в исследовании ассоциативно-образного слоя художественного концепта // Материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ – СПб.: МАПРЯЛ, 2019. – С. 551-556.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.