КУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ПРЕДРАССУДКИ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
DOI:
https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss2pp36-50Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения влияния культурных стереотипов и предрассудков на межкультурное общение и диалог культур, поскольку диалог культур является необходимым условием для построения гармоничного и толерантного общества, где люди разных культур могут взаимодействовать на основе взаимопонимания и уважения.
Целью научной статьи является анализ влияния культурных стереотипов и предрассудков на процесс диалога культур и разработка рекомендаций по их преодолению. В исследовании использовались методы: теоретические (анализ литературы, системный и сравнительный анализы), эмпирические (кейс-стади), статистический анализ, контент-анализ.
В ходе исследования был выявлен ряд эффективных стратегий и методов, направленных на преодоление культурных стереотипов и предрассудков. Ключевую роль в этом процессе играют: образование и просвещение, межкультурный диалог, роль СМИ и искусства, государственные и общественные инициативы, а также личный опыт и взаимодействие. Перечисленные методы в совокупности позволяют снижать уровень стереотипизации, формировать уважительное отношение к культурному многообразию и укреплять диалог между культурами.
Проведенное исследование выявило ряд успешных примеров преодоления культурных стереотипов и предрассудков в различных сферах общества. Эти примеры демонстрируют, что целенаправленные усилия в образовании, международной политике, средствах массовой информации и искусстве, бизнесе и корпоративной культуре, а также гражданские инициативы могут способствовать разрушению предвзятых установок и формированию более толерантного общества.
Ключевые слова:
культурные стереотипы, предрассудки, межкультурная коммуникация, диалог культур, глобализация, конфликтБиблиографические ссылки
Allport G. W. The nature of prejudice. Addison-Wesley. Publishing Company, 1954. – 537 p.
Fiske S. T.,& Taylor S. E. Social cognition. McGraw-Hill, 1991. – 717p.
Tajfel H. Cognitive aspects of prejudice. Journal of Social Issues , 1969. – 25(4). – P.79-97.
Turner J. C., Hogg M. A., Oakes, P. J., Reicher S. D., &Wetherell M. S. Rediscovering the social group: A self-categorization theory. Basil Blackwell, 1987. – P. 645-646.
Hilton J. L.,& von Hippel W. Stereotypes. Annual Review of Psychology, 1996. – 47(1). – P. 237-271.
Brown R. Prejudice: Its social psychology. Blackwell Publishing, 2010. – 368 p.
Stephan W. G.,& Stephan C. W. An integrated threat theory of prejudice. In S. Oskamp (Ed.), Reducing prejudice and discrimination. Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2000. – 356 p.
Aboud F. E. The formation of in-group favoritism and out-group prejudice in young children: Are they distinct attitudes? DevelopmentalPsychology, 2003. – 39(1). – P.49-60.
Brewer M. B. The psychology of prejudice: Ingroup love and outgroup hate? Journal of Social Issues, 1999. – 55(3). – P. 429-447.
Солдатова Г. У.Психология межэтнической напряженности. – Москва: Смысл, 2008. – 389 c.
Нысанбаев А.Н., Дунаев В.Ю., Косиченко А.Г., Курганская В.Д. Роль СМИ консолидации казахстанского общества. – Алматы: Издательский центр Института философии и политологии КН МОН РК, 2020. – 232 с.
Пронина Е.П. Психология массовой коммуникации. – Москва: Аспект Пресс, 2021. – 254 c.
Шаукенова З. К. Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт и перспективы. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2022. – 112с.
Флиер А.Я. Глобализация как культурная тенденция // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2017. – № 3 (19). – С.61-66.
Martina Temmerman, Jelle Mast, Peter R.R. White Linguistic approaches to point of view in journalism//Language &CommunicationVolume 103,2025. – Pр 30-33. – URL:https://doi.org/10.1016/j.langcom.2025.04.001 (дата обращения 29.04.25)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.