ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ АНАЛИЗА МОТИВАЦИОННОЙ РЕФЛЕКСИИ УЧАЩИХСЯ МОНОЛИНГВОВ И БИЛИНГВОВ 7 КЛАССОВ

Авторы

  • И. Мухамеджанов Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан https://orcid.org/0009-0000-5778-8511
  • А. Жакупова Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан https://orcid.org/0000-0002-0699-7636

DOI:

https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss1pp316-331

Аннотация

Статья посвящена описанию процесса апробации психолингвистического эксперимента для анализа мотивационной рефлексии, разработанного в рамках проектного исследования ИРН АР14869264 «Мотивационная рефлексия детей в условиях моно- и билингвального формирования личности», в группе учащихся 7 классов одной из школ города Кокшетау. Цель исследования – представить этапы проведения психолингвистического эксперимента для изучения мотивационной рефлексии школьников. Научная новизна работы заключается в апробации дизайна психолингвистического эксперимента, впервые проведенного в среднем звене общеобразовательной школы города Кокшетау (Акмолинская область). Эксперимент направлен на выявление осознания мотивационных связей слов у монолингвов и билингвов, а именно механизма апперцепции («выведение неизвестного через известное»). Методика эксперимента позволяет собрать языковой материал в виде метавысказываний детей, в которых проявляются их попытки установить формально-семантические связи между словами, умение соотнести звучание или значение незнакомого слова с уже известным, понять логику наименования и найти "ключ" для интерпретации значения слова. В статье подробно описаны этапы проведения эксперимента, процесс сбора и обработки лингвистического материала, а также представлен фрагмент анализа метавысказываний детей. Особое внимание уделено выявлению общих и специфических особенностей мотивационной рефлексии у билингвов и монолингвов.

Ключевые слова:

психолингвистический эксперимент, мотивационная рефлексия, мотивология, билингвизм, метавысказывания

Биография автора

И. Мухамеджанов, Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, Кокшетау, 020000, Республика Казахстан

И.Т. Мухамеджанов – докторант кафедры Английского языка и МП Кокшетауского университета им. Шокана Уалиханова, Кокшетау, 020000, Казахстан. E-mail: ilias.mt14@gmail.com, https://orcid.org/0009-0000-5778-8511.

Библиографические ссылки

Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. М.: Смысл, 2008. 120 с.

Steinberg D.D., Hiroshi N, David P.A. ed. 2001. Psycholinguistics: Language, Mind and World // Longman Linguistics Library

Борисова, Ю.А. (2019). Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 8(1A), 265–275.

Ростова А.Н. Метатекст как форма экспликации метаязыкового сознания (на материале говоров Сибири). Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. 193 с.

Блинова О.И. Сопоставительная мотивология: Итоги и перспективы // Вестн. ТГПУ. Сер. Гуманит. науки (филология). — 2006. — Вып. 5 (56). — С. 65–68.]

Гарганеева К.В. Явление мотивации слов в социовозрастном аспекте : дис. … канд. филол. наук. Томск, 1999. 210 с.

Фурман Н.Г. Формирование механизма мотивации слов в детской речи : автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2009. 21 с.

Жакупова А.Д., Анищенко, О.А., & Темирова, Ж.Г. (2024). Стратегии восприятия мотивированных русских слов моно- и билингвальными детьми Северного Казахстана: экспериментальное исследование. Russian Language Studies, 22(2), 228–224. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-2-208-224

Гридина Т.А. Мотивационная рефлексия в детской речи: лингвокогнитивный аспект // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2004. № 2. С. 19–32.

Bialystok, E., Craik, F. I., Green, D. W., & Gollan, T. H. (2009). Bilingual minds. Psychological science in the public interest, 10(3), 89-129.

Gathercole, V. C. M., & Thomas, E. M. (2009). Bilingual first-language development: Dominant language takeover, threatened minority language take-up. Bilingualism: language and cognition, 12(2), 213-237.

Barac, R., & Bialystok, E. (2011). Cognitive development of bilingual children. Language Teaching, 44(1), 36-54.

Гарганеева К. В. «Мотивационный словарь детской речи» /под редакцией О. И. Блиновой. Издательство Томского университета, 2007.

Жакупова А.Д. Мотивационно-сопоставительный словарь наименований растений и птиц: [на материале русского, казахского языков] / Кокшетау : Келешек-2030, 2013. 256 с.

Жакупова А.Д.., Анищенко О.А., Темирова Ж.Г. Исследование мотивационной рефлексии детей-монолингвов и детей-билингвов Казахстана (на материале данных психолингвистического эксперимента) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2024. № 88. С. 48–75. doi: 10.17223/19986645/88/3

Загрузки


Просмотров аннотации: 0 | Загрузок PDF: 0

Опубликован

26.03.2025

Как цитировать

Мухамеджанов, И., & Жакупова, А. (2025). ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ АНАЛИЗА МОТИВАЦИОННОЙ РЕФЛЕКСИИ УЧАЩИХСЯ МОНОЛИНГВОВ И БИЛИНГВОВ 7 КЛАССОВ. Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series, (1), 316–331. https://doi.org/10.59102/kufil/2025/iss1pp316-331

Выпуск

Раздел

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.