ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСУ РУССКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ
Аннотация
На современном этапе развития лингводидактики одной из обсуждаемой в научной литературе и активно используемой в практике преподавания языковых дисциплин технологий является таксономия Блума. Эффективность данной технологии в изучении любого языка не подлежит сомнению, что объясняется ее универсальностью. Так, в любой ситуации человек приобретает новое знание через понимание его сути, затем применяет его осознанно, анализируя ситуации, в которых оно может быть применено, синтезирует полученные знания, затем оценивает, насколько оно им освоено. Несмотря на наличие большого количества литературы, посвященной реализации таксономии Блума, она продолжает вызывать исследовательский интерес. Вероятно, отчасти это объясняется отсутствием дифференцированных параметров ее использования при изучении родного, неродного и иностранного языков с учетом специфики аудитории, например: филологами – языка специальности или студентами технических, искусствоведческих, естественных и др. специальностей – в качестве второго или иностранного языков. Представляется, что в каждом из перечисленных случаев необходима разработка методики с учетом специфики осваиваемой обучающимися специальности. Исходя из этого, в данной статье делается попытка разработки методики использования таксономии Блума на занятиях практического русского языка для искусствоведческих специальностей с целью формирования коммуникативной компетентности и углубления функциональной грамотности студентов. Дидактические цели занятий на компетентностной основе реализуются комплексно: через специально разработанные типологию заданий, систему упражнений, моделирование различных ситуаций и использование богатого арсенала методических приемов.
Ключевые слова:
таксономия Блума, глаголы действия, компетентностный подход, методические приемы, система упражнений, типология заданийБиблиографические ссылки
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Педагогика, 1989 –192 с.
Bespalko V.P. Slagayemye pedagogitheskoy tehnologii. – M., Pedagogica, 1989. – 192 c.
Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб:
Питер, 2017. – 718 с. Hutorskoy A.V. Uthebnik dlya vuzov. Standart tretyego pokolenya. – SPb,
Piter, 2017. – 718 s.
Божко Е.М., Ильнер А.О. Компетентностный подход в России и за рубежом: исторические
и теоретические аспекты // Мир науки. Педагогика и психология, 2019, №1. – С. 1-10. Bojko
E.M., Ilner A.O. Kompetentnostnyi podhod v Rossii I za rubegom: istoritheskie aspekty// Mir
nauki. Pedagogika I psihologya, 2019, №1. – S. 1-10.
Маркова А.К. Психология профессионализма – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. – M.: Mejdunarodnyi gumanitarnyi fond «Znaniye», 1996. – 312 s.
Ильязова М.Д. О структуре компетентности будущего специалиста// Знание. Понимание.
Умение. – 2008. №1. – С. 67–71. Ilyazova M.D. O structure kompetentnosti budushego
spetsialista// Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. – 2008. . №1. – S. 67–71.
Овчинников А.В. Универсальная модель профессиональных компетенций // Науковедение.
– 2014, №4. – С. 1–11. Ovthinnikov A.V. Universalnaya model professionalnyh kompetenciy//
Naukovedeniye. – 2014. – №4. – S. 1–11.
Ахмадова А.С. Классификация компетенций как основной способ систематизации
понятийного аппарата компетентностно-ориентированного подхода // Филологические
науки. Вопросы теории и практики. – 2017, №3. – С. 183-185. Ahmadova A.S. Klassifikatsiya
kompetenciy kak osnovnoy sposob sistematizacii ponyatiynogo apparata kompetentnostno oriyentirovannogo podhoda// Filologitheskiye nauki. Voprosy teoriyi I praktiki. – 2017, №3. – S. 183-185.
Мусатаева М.Ш., Дюсенова Д.С. Роль русского языка как учебного предмета в
формировании ключевых компетенций обучающихся // Хабаршы. Вестник КазНПУ, Серия
филологическая, № 1 (75). – Алматы, 2021. – С. 136-142. Mussatayeva M.Sh., Dyussenova D.S.
Rol russkogo yazyka kak uthebnogo predmeta v formirovanii klyuthevyh kompetenciy
obuthayushihsya// Habarshy. Vestnik KazNPU. Seriya filologitheskaya, № 1 (75). – Алматы, 2021.
– S. 136-142.
Mussatayeva M.Sh., Kuatova G.A., Nussupbekova A.S., Yesirkeyeva D.A. Training of students philologists methods of conducting content analysis// Turkish Online Journal of Educational
Technology 2017 (November Special Issue IETC) ,pp.834// International Education Technology
Conference/ TOJET ISSN 2146 - 7242. – Boston: Harvard, USA, August 16-18, 2017. – P. 726-734
Алдабергенова Г.Д., Айткулова Ж.Б., Сарсембаева А.Ж., Толебаева Ж.Д., Амангельдиева
Г.А. Русский язык. Учебное пособие для студентов творческих специальностей – Алматы:
КазНАИ им. Т.Жургенова, 2017 – 318 с. Aldabergenova G.D., Aitkulova J.B., Sarsembayeva
A.J., Tolebayeva J.D., Amangeldiyeva G.A. Russkiy yazyk. Uthebnoye posobiye dlya studentov
tvortheskih spetsiyalnostey. – Almaty: KazNAI im. T. Jurgeneva, 2017 – 318 a.
Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения. Пособие для учащихся,
студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни. Костанай,
– 97 с. Rudik G.A. Kultura umstvennogo truda ili 101 tehnika utheniya. Posobiye dlya
uthashihsya, studentov…. – Kostonay, 2010 – 97 s.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University Philological Series
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.